Учебно-тренировочный самолет Z-226 (-326) «Trener».

Разработчик: Zlin
Страна: Чехословакия
Первый полет: 1953 г.

Zlin — один из самых удачных и распространенных в мире учебно-спортивных самолетов. Летательный аппарат, первоначально получивший название Zlin-26 «Trener», был спроектирован в 1946 году главным конструктором фирмы «Мораван» в Отроковице Карелом Томешем. На самолете устанавливали четырехцилиндровый рядный двигатель воздушного охлаждения Walter-Minor 4-III мощностью 105 л.с. с деревянным винтом фиксированного шага. Двигатель придал носовой части машины характерный внешний вид, отличавший летательный аппарат и его модификации от всех других подобных самолетов. Вторая отличительная особенность «Zlin-ов» — крыло с довольно большой стреловидностью по передней кромке при прямой задней. Такое решение, уже использованное ранее на советском учебном самолете УТ-2М, обеспечивало наилучшую устойчивость машины и необходимую полетную центровку.

Самолет Zlin Z-26 «Trener».

Zlin-26 имел деревянную конструкцию крыла и оперения, ферменный фюзеляж из стальных труб, обтянутый полотном, неубирающееся шасси с хвостовым колесом. Ученик и инструктор располагались друг за другом. Самолет успешно выдержал испытания, выпускался серийно вплоть до 1953 года, прекрасно зарекомендовал себя как простая, надежная учебная машина.

В 1952 году был модифицирован в варианте Zlin-126 «Trener-2», отличавшемся в основном от своего предшественника металлической конструкцией крыла и оперения. Затем были выпущены:
— Zlin-226 (1953 г.) с шестицилиндровым двигателем Walter-Minor 6-III мощностью 160 л.с. Самолет Zlin-226 выпускался сначала в виде самолета-буксировщика Z-226В. Одноместная модель Z-226А «Akrobat», предназначенная только для выполнения фигур высшего пилотажа, выпускалась в нескольких вариантах;
— Zlin-326 с убирающимся шасси;
— Zlin-526 с воздушным винтом изменяемого шага. Параллельно создавались и выпускались серийно одноместные спортивно-пилотажные варианты «Zlin-ов».

Пилотажный самолет Zlin Z-526.

Как одноместные, так и двухместные самолеты отличались великолепными пилотажными качествами, долгое время они были одними из немногих аппаратов, способных выполнять сложный обратный пилотаж, и поэтому вплоть до середины семидесятых годов были непременными участниками всех чемпионатов мира по высшему пилотажу, на которых неоднократно выходили победителями.

Благодаря успехам на международных соревнованиях, а главное, добросовестной работе инженеров и рабочих фирмы «Мораван», «Zlinы» приобрели большую популярность и получили широкое распространение, хотя строились сравнительно небольшими сериями. На этих самолетах летали спортсмены почти всех европейских государств, США, Австралии, многих стран Азии и Африки.

В Советском Союзе, во всех аэроклубах ДОСААФ, наряду с Як-18А длительное время эксплуатировались двухместные учебно-спортивные самолеты Zlin-226 и Zlin-326. На них проводились соревнования, в том числе чемпионаты СССР. В обслуживании «Trener» был достаточно прост, лишь плохой запуск двигателя в холодную погоду несколько осложнял его эксплуатацию. Ресурс конструкций иногда превышал 3000 летных часов.

На Zlin-326 был установлен перевернутый рядный шестицилиндровый поршневой двигатель Walter-Minor 6-III, мощностью 160 л.с., с двухлопастным, деревянным воздушным винтом фиксированного шага. Крыло имело однолонжеронную металлическую конструкцию. Элероны также цельнометаллические с гофрированной обшивкой из тонкого дюралевого листа. Крыло снабжено посадочным щитком с ручным приводом. Фюзеляж представлял собой стальную сварную из труб ферму с полотняной обшивкой. Полотняную обшивку имели также рули высоты и направления. Шасси самолета убирающееся, выпуск и уборка осуществлялись электромеханизмом. Тормоза колес управлялись гидравлически.

В семидесятые годы чехословацкие конструкторы, ориентируясь в основном на потребности аэроклубов ДОСААФ, разработали новую модификацию «Trenerа» — Zlin-726. Однако серийно он не выпускался, так как одновременно с ним был создан Як-52, обладавший лучшими данными.

ЛТХ:

Модификация: Zlin-226 / Zlin-326M
Длина, м: 7,80 / 7,83
Высота, м: 2,06 / 2,06
Размах крыла, м: 10,29 / 10,59
Площадь крыла, м2: 14,09 / 15,45
Масса, кг
-пустого: 570 / 665
-норм. взлетная: 820 / 940
Двигатель: 1 х ПД Walter-Minor 6-III
-мощность, л.с.: 1 х 160
Максимальная скорость, км/ч: 220 / 245
Крейсерская скорость, км/ч: 195 / 210
Практическая дальность, км: 837 / 980
Макс. скороподъемность, м/мин: 290 / 270
Практический потолок, м: 5300 / 4750
Экипаж, чел: 2 / 2.

Самолет Zlin Z-226.

Самолет Zlin Z-226.

Самолет Zlin Z-226.

Самолет Zlin Z-226.

Самолет Zlin Z-226.

Самолет Zlin Z-226.

Самолет Zlin Z-226.

Самолет Zlin Z-226.

Самолет Zlin Z-226.

Кабина Zlin Z-226.

Zlin Z-226 в роли «Мессершмитта» Bf.109.

Zlin Z-226 «Trener». Рисунок.

Zlin Z-226 «Trener». Схема.

Самолет Zlin Z-326.

Самолет Zlin Z-326.

Самолет Zlin Z-326.

Самолет Zlin Z-326.

Самолет Zlin Z-326.

Самолет Zlin Z-326.

Самолет Zlin Z-326.

Zlin Z-326 в роли «Мессершмитта» Bf.109.

Zlin Z-326. Схема.

.

.

Список источников:
Vaclav Nemecek. Ceskoslovenska letadla (1918-1945).
Сайт «AIRLINERS». Zlin Trener & Akrobat.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «Zlin 26 Trener».
Фотоархив сайта russianplanes.net