Транспортный самолет-амфибия S-43 «Baby Clipper».

Разработчик: Sikorsky
Страна: США
Первый полет: 1935 г.0.S-43

До Второй Мировой войны американская фирма Игоря Сикорского «Сикорски авиэйшн корпорейшн» специализировалась на разработке и производстве летающих лодок и амфибий. В 1935 году по заказу авиакомпании «Пан Америкэн» Сикорский создал новую амфибию S-43, которая должна была сменить на линиях старые S-38 и S-41. Это был изящный цельнометаллический моноплан с крылом, приподнятым над лодкой-фюзеляжем с помощью пилона каплевидного сечения и системы подкосов.

Лодка имела хорошо обтекаемую форму, обеспечивавшую высокие аэро- и гидродинамические качества. Основные колеса шасси в полете подтягивались вверх и укладывались по бортам фюзеляжа. Выступавшие наружу стороны колесных дисков закрывались колпаками-обтекателями. Из хвостовой части при посадке на сушу выпускалось третье, ориентирующееся, колесико.

Самолет оснащался парой моторов Pratt & Whitney «Hornet» S1EG по 750 л.с. Экипаж состоял из трех человек. Машину можно было использовать как пассажирскую с вместимостью салона от 11 до 18 человек или как грузовую с усиленным полом. В последнем случае S-43 мог перевозить до 450 кг грузов. Специальная, широкая грузовая дверь размещалась на левом борту.

В ноябре 1935 года новый самолет Сикорского после испытаний получил сертификат летной годности. В следующем году началось серийное производство S-43. Поскольку очертания амфибии сильно напоминали уменьшенный в размерах четырехмоторный трансокеанский S-42 «Клиппер», то к S-43 приклеилось прозвище «Бэби клиппер» («маленький клиппер» или «клиппер-младенец»), ставшее впоследствии официальным названием.

Основным заказчиком стала «Пан Америкэн», купившая 12 «Бэби клипперов». С апреля 1936 года они вышли на линии в Центральной Америке и Карибском бассейне, где сменили старые лодки «Консолидейтед» «Коммодор». Остальные машины ушли за рубеж. Их приобрели Франция (для эксплуатации в колониях), Китай, Норвегия, Чили и СССР (о последнем чуть позже).

Французская компания «Аэромаритим» использовала пять S-43 с 1936 года. В 1945 году ее поглотила «Эр Франс», а «Бэби клиппер» продолжали летать по тем же маршрутам, но в другой окраске еще два года.

Норвежская авиакомпания «Дет норске люфтфартсельскап» (DNL) эксплуатировала S-43 на трассе Ставангер — Рейкьявик. На долгом пути в Исландию и обратно самолеты делали промежуточные остановки на Шетландских и Фарерских островах.

В январе 1937 года собрали первый из пяти модифицированных S-43W с моторами «Wright» GR-1820-F52 (760 л.с.). Первоначально их заказала «Пан Америкэн» для своего филиала в Китае, однако часть из них распродали другим заказчикам. Некоторые машины этого типа строились без колесного шасси под обозначением S-43WB.

В одном экземпляре изготовили S-43H с моторами «Wright» R-1820-G102 по 900 л.с. Эту машину собрали по заказу известного летчика и бизнесмена Говарда Хьюза для предполагавшегося кругосветного перелета. В пассажирский салон хьюзовского самолета втиснули восемь дополнительных бензобаков общей емкостью 8000 л. Эту амфибию сдали заказчику в сентябре 1937 года. Однако в конечном итоге Хьюз выбрал чисто сухопутный «Локхид» L-14.

В 1938 году началось производство модели S-43B с моторами «Hornet» S2EG и двухкилевым оперением. Последнее улучшило поведение машины в полете на одном моторе. После выпуска S-43B более ранние амфибии с однокилевым оперением стали именоваться S-43A.

В том же году «Пан Америкэн» начала эксплуатировать «Бэби клипперы» на Аляске. Летали на них и пилоты других компаний.

Еще одним владельцем военно-транспортных «Бэби клипперов» стала колониальная авиация Голландской Ост-Индии. В 1940-1941 годах она приобрела два S-43W с двухкилевым оперением по типу S-43B.

Производство S-43 закончилось на заводе Сикорского в 1940 году. Всего собрали 53 самолета. Последние амфибии этого типа летали еще в послевоенные годы.

«Бэби клиппер» оставил след и в небе нашей страны. В феврале 1935 года в США прибыла делегация советских самолетостроителей во главе с А.Н.Туполевым. Она посетила ряд заводов, конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов.

На фирме Сикорского нашим специалистам продемонстрировали стоявший на сборке опытный образец S-43. Переводчики не требовались — почти все инженеры и рабочие у Сикорского были русскими эмигрантами. Амфибия показалась интересной и по возвращении, делегация благожелательно описала ее в своем отчете.

В результате в Москве решили купить «Бэби клипперы» в двух экземплярах для опытной эксплуатации на Крайнем Севере. Был заключен договор между «Юнайтед эйркрафт» и «Амторгом», зарегистрированным в США как американская компания с советским капиталом, выполнявшая тогда функции торгпредства. Машины должны были оснащаться моторами Pratt & Whitney «Wasp» S3H1.

Самолеты предназначались для Полярной авиации Главсевморпути. В то время основным типом гидросамолета там оставались надежные, но давно устаревшие летающие лодки Дорнье «Валь», спроектированные в Германии еще в конце Первой Мировой войны и строившиеся затем итальянскими заводами. После того, как они стали непригодны в качестве боевых машин, «Вали» из ВВС РККА передали полярникам. Деревянные МБР-2, строившиеся в Таганроге, плохо подходили для взлета и посадки среди снега и льда. Амфибию же Сикорского отрекомендовали как «подходящую на Крайнем Севере».

Хотя все иностранные источники утверждают о покупке СССР двух S-43, никаких следов появления у нас второй машины найти пока не удалось. Один же «Бэби клиппер» прибыл в Ленинград весной 1937 года. В мае того же года его перегнали в Севастополь для летных испытаний. Поскольку самолет предназначался для Главсевморпути, то испытания вели полярные летчики С.А.Леваневский и А.Н.Грацианский. Грацианский впоследствии писал: «Самолет привлекал красивой обтекаемой формой, элегантностью, плавностью линий. В салоне стояли мягкие диваны на 15 пассажиров, имелся туалет и небольшая кухня.» Конечно, после МБР-2 он казался Грацианскому техническим чудом.

Амфибию испытывали на мореходность, совершая посадки на волны различной высоты, замеряли взлетную дистанцию, проверяли практический потолок с различным полетным весом. Пробег на посадке меряли и в ветреную, и в спокойную погоду. На дальность S-43 испытали, облетев Крымский полуостров. Испытания закончились в июле 1937 года. Последние полеты совершал Грацианский. так как Леваневского отозвали в Москву для подготовки к перелету через Северный полюс.

Из Крыма «Бэби клиппер» перегнали в Москву. Там на базе Полярной авиации в Химках самолет Н-207 («Н» — код авиации Главсевморпути) дооснастили для эксплуатации на Севере, поставили вспомогательный электрогенератор с небольшим бензиновым движком для питания оборудования на стоянке, загрузили запчасти и снаряжение. S-43 собирались эксплуатировать на линии Красноярск — Игарка. Экипаж оставался тот же, что и на испытаниях: пилот Грацианский, радист Козин, механики Краснов и Писарев. Но в первом же рейсе, 14 августа, получили радиограмму с требованием вернуться в Красноярск для подготовки к поискам пропавшего самолета Леваневского, его ДБ-А с бортовым номером Н-209 исчез где-то в Арктике на трассе перелета в Америку.

В Красноярске на «Клиппере» смонтировали радиопеленгатор и установили дополнительные бензобаки. Приняв на борт различные припасы и бочку тетраэтилсвинца (на обычном советском бензине американские моторы работать отказывались), Грацианский вылетел в Тикси. Совершив несколько полетов в советской части Арктики, экипаж перелетел к американскому мысу Барроу. Оттуда летали долго. Необходимое горючее было доставлено двумя «Валями».

Вылет за вылетом проходил безуспешно. Никаких следов Н-209 не нашли. Море у берега замерзло. Попытались летать на колесах, но лед был слишком тонок. Кончилось тем, что хвостовое колесо провалилось и сломалось. Вместо него приладили самодельную лыжу. Последний полет состоялся 26 октября, затем поиски прекратили. S-43 перелетел в Фэрбенкс, где заменили хвостовое колесо.

Поскольку ресурс моторов уже был полностью исчерпан, экипажу приказали по воздуху добраться лишь до бухты Провидения, откуда амфибию забрал пароход «Охотск».

К летнему сезону 1938 года «Бэби клиппер» вновь подготовили к полетам. Для этого в США приобрели новый комплект подкосов. Экипажи на «Клиппере» впоследствии менялись неоднократно. П.Г.Головин совершил на американской амфибии перелет Москва — Уэлен протяженностью 29000 км. Некоторое время машиной командовал М.Каминский.

Хотя S-43 у нас был большой редкостью, его повидала практически вся страна — он попал в кадры популярного кинофильма «Волга-Волга». Снимали самолет на Каме у Сарапула, где он совершил вынужденную посадку из-за отказа сигнализации. Когда «Клиппер» списали, пока установить не удалось.

До наших дней сохранился только один самолет этого типа. Это тот самый S-43H, построенный по заказу Г.Хьюза. После того, как Хьюз сделал в своем перелете ставку на L-10, машину на некоторое время законсервировали, а затем убрали дополнительные баки и оборудовали салон «люкс». «Бэби клиппер» стал служебным самолетом компании «Хьюз эйркрафт». В дальнейшем на него установили моторы GR-1820-G200 и двухкилевое оперение. В мае 1943 года этот самолет, пилотируемый самим Хьюзом, попал в аварию. Затем побитую машину реквизировал военно-морской флот.

На «Бэби клиппере» смонтировали двигатели R-1820-87 и опять поставили однокилевое оперение. Летали ли на нем морские летчики — неизвестно, поскольку вскоре S-43H опять оказался у Хьюза.

В 1977 году частный предприниматель из Хьюстона купил самолет у Хьюзовского фонда, отреставрировал его и довел до пригодного к полетам состояния. Правда, не все узлы у машины теперь «родные». Например, шасси явно взято от послевоенной амфибии HU-16 «Альбатрос». Тем не менее «Бэби клиппер» опять в небе.

ЛТХ:

Модификация: S-43
Размах крыла, м: 26,21
Длина самолета,м: 15,59
Высота самолета,м: 5,40
Площадь крыла,м2: 72,54
Масса, кг
-пустого самолета: 5780
-максимальная взлетная: 8660
Тип двигателя: 4 х ПД Pratt Whitney «Hornet» S4EG
-мощность, л.с.: 4 х 750
Максимальная скорость, км/ч: 312
Крейсерская скорость, км/ч: 268
Практическая дальность, км: 1247
Практический потолок, м: 6300
Экипаж, чел: 4
Полезная нагрузка: 18 пассажиров.

1.Летающая лодка S-43А Baby Clipper.

Транспортный самолет-амфибия S-43 «Baby Clipper».

2.S-43А Baby Clipper

S-43 «Baby Clipper».

3.S-43А Baby Clipper

S-43 «Baby Clipper».

4.S-43А Baby Clipper на стоянке

S-43 «Baby Clipper».

Sikorsky

Посадка пассажиров на S-43А «Baby Clipper».

6.Взлет S-43А Baby Clipper

Взлет S-43А «Baby Clipper».

7.S-43А Baby Clipper в полете

S-43А «Baby Clipper в полете».

Close up view of the huge amphibian planes that carry mail and passengers between the Hawaiian islands.

S-43А «Baby Clipper». Вид спереди.

c1936-1939

S-43А авиации ВМС США на авиабазе в Гавайях.

8б.S-43В взлетает с воды.

S-43В взлетает с воды.

9.Восстановленный S-43А Baby Clipper.

Восстановленный S-43А «Baby Clipper».

10.S-43А Baby Clipper чилийской авиакомп. Рис

S-43А «Baby Clipper» чилийской авиакомпании. Рисунок.

11.S-43А. Схема.

S-43А. Схема.

.

.

Список источников:
Крылья Родины. Владимир Котельников. Шеститонный «малыш» Сикорского.
Сайт «Уголок неба». 2011 страница: «Sikorsky S-43 Baby Clipper».
Фотоархив сайта «SEAWINGS. The flying boat website».