Учебно-тренировочный самолет AT-6 «Texan».
Разработчик: North American
Страна: США
Первый полет: 1935 г.
Все потребности нашей авиации в учебных самолетах во время Великой Отечественной войны обеспечивались отечественной промышленностью. Лишь под конец поступило небольшое количество американских машин АТ-6 «Тексан».
Этот самолет являлся одним из членов большого семейства учебных машин фирмы «North American», начатого NA-16 (ВТ-9) в 1935 году. АТ-6 (NA-59) строился серийно с 1940 года и предназначался для второй ступени обучения с элементами боевого применения, для чего нес вооружение — один неподвижный пулемет под капотом мотора, еще один в крыле и третий — на шкворневой установке в задней кабине.
АТ-6 по своей конструкции был куда ближе к современным боевым самолетам, чем отечественный УТ-2. Он имел убирающееся шасси, винт изменяемого шага, закрытую кабину, более совершенное оборудование.
Выпускались несколько модификаций, отличавшихся вариантами двигателя, оборудованием и конструкцией фюзеляжа.
Замена интегральных топливных баков в центроплане вставными и установка двигателя R-1340-49 дали модификацию АT-6А, 517 самолетов этого типа были построены в Инглвуде, прежде чем все производство было передано в Даллас, Техас (там «Норт Америкен» открыла свой второй завод). Построенные в Далласе по заказам Авиакорпуса Армии США, партии насчитывали 1330 АT-6А, 400 самолетов для тренировки воздушных стрелков версии АТ-6В, 2970 АТ-6С, 3404 AT-6D и 956 AT-6F. Модификация АТ-6С появилась в предвидении возможного дефицита легких сплавов,- на каждом самолете экономили приблизительно 567 кг благодаря применению других легких материалов. В конструкции хвостовой части фюзеляжа и для обшивки хвостового оперения была применена фанера. Вариант AT-6D характеризовался возвращением к цельнометаллической конструкции и переводом электрической системы с 12 В на 24 В, a AT-6F имел модифицированную заднюю часть фюзеляжа и усиленное крыло.
Самолеты ВМС США были обозначены как SNJ. Модификации SNJ-1 и -2 соответствовали ВС-1. за исключением того, что SNJ-2 был оснащен двигателем R-1340-56. SNJ-3 был сходен с АТ-6А, тогда, как SNJ-4 соответствовал АТ-6С. Этот вариант был основным: для флота выпустили 2400 экземпляров. Обозначение SNJ-5 было присвоено не менее чем 1573 самолетам AT-6D, переданным из ВВС США. Вскоре ВМС получили также 931 из 956 армейских AT-6F (обозначение во флоте SNJ-6). Некоторые SNJ оснащались посадочным гаком для отработки посадок на палубу, к их названию добавлялся суффикс «С» (например, SNJ-4C). Название АТ-16 несли 2610 самолетов, произведенных фирмой «Нордуин Авиэйшн Лтд.» (Монреаль) для RAF и Королевских Канадских ВВС. Конструктивно они соответствовали АT-6А ВВС США. В 1948 г. все обозначения AT, ВТ и РТ были упразднены: все названия тренировочных самолетов теперь начинались на букву «Т». Так АТ-6 стал Т-6
На протяжении всей войны АТ-6 и SNJ использовались для подготовки тысяч пилотов. Как у ВВС, так и у ВМС США был единый учебно-тренировочный самолет, и многие пилоты союзников, особенно RAF и RCAF, проходили обучение на этих самолетах. Их летные данные и управляемость делали их идеальными для подготовки пилотов-истребителей, а их великолепная простота в управлении спасла многих молодых пилотов.
Серийные варианты включали в себя самолет ВС-1 (177 машин, из которых 30 были модифицированы в тренировочные для обучения полетам по приборам ВС-1I), BC-1A (93 самолета) с изменениями планера и один самолет ВС-1В с модифицированным центропланом. В июне 1938 года Великобритания заказала 200 самолетов ВС-1, обозначив их как Harvard Mk.I. 600 машин, эквивалентных модели АТ-6, были выпущены под обозначением Harvard Mk.II и поставлены в ВВС Великобритании (20 самолетов) и Новой Зеландии (RNZAF) (67 машин), оставшиеся самолеты были отправлены в Канаду. Были также приобретены самолеты Harvard Mk.III, эквивалентные соответственно моделям АТ-6С и АТ-6D, обозначение Harvard Mk.IIВ было дано 2610 самолетам, построенным под обозначением АТ-16 компанией Noorduyn Aviation Ltd в Монреале для использования в ВВС Великобритании и Канады и соответствующим модели АТ-6А. В 1946 году эта компания вошла в состав корпорации Canadian Car and Foundry, которая построила для ВВС Канады 270 тренировочных самолетов Harvard Mk.IV по стандарту модели Т-6G и 285 похожих аэропланов под обозначением T-6J.
Всего было выпущено около 17000 самолетов «Тексан» различных модификаций.
Советские специалисты впервые проявили интерес к «Тексану» в 1942 году. 10 декабря был сделан специальный запрос американцам о возможности поставки партии из 30 машин.
В начале весны 1943 года через северные порты прибыли в разобранном виде восемь самолетов модификации АТ-6С. Первые шесть машин доставили в 6-ю запасную бригаду в Иваново, где их и собрали. Один самолет выделили для испытаний в НИИ ВВС.
Полеты в НИИ шли с 21 мая но 6 июня. В испытаниях участвовал командир 6-й бригады полковник Ю.И.Шумов. Общая оценка АТ-6С была достаточно высокой. В отчете записано: «По технике пилотирования самолет прост, имеет хорошую продольную и боковую устойчивость, позволяет выполнять весь пилотаж, необходимый самолетам истребительного типа: виражи, боевые развороты, перевороты, бочки, иммельманы, петли, пикирование…» Мотоустановка была надежной, самолет в целом прост и удобен в эксплуатации. Особо подчеркнули наличие вооружения и оборудования для слепых и ночных полетов.
Весьма ценным сочли то, что компоновка кабины походила на американские истребители, которых в наших ВВС тогда было немало. «Тексан» годился для тренировки пилотов, обучения воздушной стрельбе. Но вот для подготовки штурманов его сочли непригодным — нет бомбового прицела, бомбосбрасывателя во второй кабине. Не было и радиополукомпаса, тогда уже стоявшего практически на всех бомбардировщиках.
Еще 22 АТ-6С отправили южным маршрутом, через Иран. К сожалению, два самолета разбили во время облета после сборки. Поэтому в Советский Союз прибыли только 20.
Затем последовал длительный перерыв, но в марте 1945 года наши представители в США запросили сразу 600 АТ-6. Американцы согласились дать 225. Теперь машины отправляли в собранном виде через Аляску. Все они были модификации AT-6F, на которой вернулись к исходному планеру полностью из легких сплавов.
Первые AT-6F пошли по трассе в июне. Самолеты перегонялись партиями по 8-10 машин без обычного в таких случаях лидирования — по крейсерской скорости «Тексан» значительно уступал использовавшимся на АЛСИБе в качестве лидеров А-20, В-25 или С-47. Поскольку потолок у AT-6F был невелик, то по обычному маршруту через Верхоянский хребет их пустить не могли. Поэтому летели этапами до Сеймчана (причем приходилось садиться на дозаправку в Омолоне, поскольку запаса горючего не хватало), затем на Оймякон, а оттуда в Якутск. Последняя группа «Тексанов» вылетела из Фэрбенкса в середине июля и уже к началу августа 1945 года достигла Красноярска.
Всего до завершения поставок по ленд-лизу советской стороне успели сдать 54 AT-6F. Все они благополучно прошли по трассе. 20 августа «Тексаны» участвовали в воздушном празднике в Якутске: пара машин демонстрировала высший пилотаж.
«Тексаны» распределили в основном между запасными бригадами и полками, занимавшимися переучиванием на импортную технику, а также в летные училища. Большая часть их поступила в 6-ю запасную бригаду. Отдельные самолеты попали в другие места, в том числе поединично — в строевые истребительные полки. «Тексан», испытывавшийся в НИИ ВВС, так там и остался. Его использовали при испытательных полетах как самолет сопровождения. При этом на месте стрелка сидел кинооператор. Несколько машин получил полк инспекции ВВС. По крайней мере один самолет достался учебному полку Военно-воздушной академии, базировавшемуся в Монино.
В связи с малочисленностью распространения «Тексаны» у нас не получили и эксплуатировались недолго.
ЛТХ:
Модификация: AT-6A
Размах крыла, м: 12,80
Длина, м: 8,84
Высота, м: 3,55
Площадь крыла, м2: 24,60
Масса, кг
-пустого: 1886
-макс. взлетная: 2404
Двигатель: 1 х ПД Pratt Whitney R-1340-47 Wasp
-мощность, л.с.: 1 х 600
Максимальная скорость, км/ч: 335
Крейсерская скорость, км/ч: 278
Практическая дальность, км: 1205
Практический потолок, м: 6556
Экипаж, чел: 2
Вооружение (опционально): два передних 7,62-мм пулемета
Учебно-тренировочный самолет AT-6А «Texan».
AT-6А «Texan».
AT-6А «Texan».
AT-6С «Texan».
Самолеты AT-6С «Texan».
Самолеты AT-6С «Texan».
AT-6С «Texan».
AT-6D «Texan».
AT-6D «Texan».
AT-6D «Texan».
Самолеты AT-6D «Texan» ВВС Португалии.
AT-6F «Texan».
Самолеты AT-6F «Texan».
AT-6F «Texan».
AT-6F «Texan» на испытаниях в НИИ ВВС СССР.
АТ-6F «Texan» для ВВС СССР.
Советские авиационные специалисты у AT-6F «Texan».
«Harvard» Мк.I
«Harvard» Мк.I
«Harvard» Мк.I
«Harvard» Мк.I
«Harvard» Мк.II
«Harvard» Мк.II ВВС Канады.
«Harvard» Мк.IIА
Кабина пилота AT-6D.
АТ-6С «Texan» USAAF. Рисунок.
AT-6D «Texan» ВВС Греции. Рисунок.
AT-6D «Texan». Схема.
АТ-6G «Texan». Схема.
.
.
Список источников:
В.Р.Котельников, Г.Ф.Петров, Д.А.Соболев, Н.В.Якубович. «Американцы» в России.
Сайт «Уголок неба». 2016 г. страница: «North American AT-6 Texan».