Двухместный истребитель 2И-Н1 (2.И.Н.1.).

Разработчик: Поликарпов
Страна: СССР
Первый полет: 1926 г.

После Первой Мировой войны среди самолетов различного назначения продолжали развиваться и одномоторные двухместные истребители. При этом главной задачей второго члена экипажа считалось уничтожение воздушного противника. В Советском Союзе отношение к двухместным истребителям складывалось неоднозначно — большинство специалистов считало более эффективными одноместные машины. И тем не менее, на протяжении полутора десятков лет, вплоть до середины 1930-х годов, работа над созданием двухместных истребителей в СССР не прекращалась.

Этот самолет был спроектирован под руководством Н.Н.Поликарпова в соответствии с программой опытного самолетостроения, принятой в октябре 1924 года и рассчитанной на три года. 2И-Н1 представлял собой одностоечный полутораплан деревянной конструкции, оснащенный двигателем «Napier-Lion V» мощностью 450 л.с. Монококовый фюзеляж самолета, разработанный В.М.Ольховским, был выклеен из фанеры и обладал изящными аэродинамическим формами. Верхнее и нижнее крыло обшивались 1,5-мм фанерой, которая не только позволяла получить чистую внешнюю поверхность, но и играла роль конструктивного элемента, заменяющего внутренние силовые расчалки между двумя лонжеронами. Хвостовое оперение и элероны были выполнены из дюралюминия и обшивались полотном. Вооружение состояло из синхронного пулемета на установке ПУЛ-9 и одного пулемета на турели ТУР-3 (на практике не устанавливалась) у воздушного стрелка.

Общий вид 2И-Н1 был разработан еще в начале 1924 года, однако конструктивное исполнение задерживалось в течение нескольких месяцев по причине отсутствия кондиционного двигателя «Napier-Lion». Наконец 8 октября 1924 года на ГАЗ № 1 поступило распоряжение приступить к постройке самолета. Несколько позднее после ряда согласований между исполнителями и заказчиками концепция новой машины полностью определилась и 9 февраля 1925 года Научный Комитет Управления ВВС утвердил задание на двухместный истребитель 2И-Н1. Известно также, что имелся проект одноместного варианта под обозначением 1И-Н1, однако детально эта машина не прорабатывалась.

К началу лета 1925 года изготовление 2И-Н1 велось полным ходом. 15 июня работы решили активизировать, чтобы завершить постройку 15 ноября. На практике же по состоянию на 1 января 1926 года самолет был готов на 90%. К этому времени прибыл новый двигатель «Napier Lion», приобретенный в Англии в декабре 1925 года.

Изготовление 2И-Н1 в заводских цехах полностью закончилось 8 февраля 1926 года, а 9 февраля разобранный аппарат перевезли на Центральный аэродром Москвы, где немедленно приступили к его сборке и регулировке. Затем самолет установили на лыжи и 25 февраля 1926 года летчик-испытатель В.Н.Филиппов выполнил на нем два первых полета. На следующий день, 26-го, Филиппов выполнил весь комплекс фигур пилотажа, после чего оценил 2И-Н1 на «отлично».

31 марта 1926 года, на 9-м полете, при определении максимальной горизонтальной скорости произошла катастрофа, в которой погибли летчик-испытатель В.Н.Филиппов и хронометрист В.В.Михайлов.

Согласно данным советского авиационного историка В.Б.Шаврова, при выходе на мерный километр на высоте 100 м скорость самолета достигла 300 км/ч (это бесспорно являлось выдающимся результатом):

«Внезапно над верхним правым крылом поднялось как бы облачко и крыло точно взорвалось — это произошел срыв его фанерной обшивки сначала с верхней стороны крыла, потом с нижней. За верхним крылом разрушилось нижнее правое крыло и самолет, пройдя еше метров пятьсот, упал на землю. Экипаж погиб».

По Шаврову, причиной катастрофы стало некачественное крепление фанерной обшивки к полкам нервюр. Кроме того, в обшивке не были сделаны вентиляционные отверстия, позволяющие выравнивать давление воздуха внутри крыла с атмосферным давлением при высотном полете. При подъеме на высоту 6000 м крепление обшивки в местах склейки нарушилось; во время полета на максимальной скорости произошел отсос верхней обшивки крыла и ее сорвало.

В официальных документах Управления ВВС излагается другая версия причин произошедшего: указывается, в частности, что катастрофа произошла в результате пикирования и последующего резкого выхода из него; утверждается, что первоначально произошел срыв обшивки нижнего крыла, а затем уже верхнего крыла. Далее уточняется, что самолет строился по старым нормам прочности, тогда как еще в процессе постройки Управление ВВС утвердило новые. При всем том комиссия так и не называет главной причины и делает заключение:

«Причина катастрофы до сих пор неясна».

18 июля 1926 года Начальник ВВС РККА П.И.Баранов направил рапорт об обстоятельствах произошедшей катастрофы Председателю РВС Союза ССР. Заключительные строки этого рапорта гласили:

«Самолет 2.И.Н.1., как рассчитанный но старым нормам, нельзя было допустить к заводским испытаниям… предлагаю передать все материалы в суд для привлечения виновных к ответственности».

Действительно, дело по катастрофе 2И-Н1 направили в верховный суд СССР, который в феврале 1927 года запросил всю документацию по организации статических испытаний самолета (т.е. все документы, начиная с сентября 1925 года). Ведение судебного разбирательства велось в течение целого года и весьма негативно отразилось на работе конструкторского бюро Н.Н.Поликарпова, впоследствии трагедия 2И-Н1 стала одной из основных причин ареста главного конструктора и его ближайших сотрудников.

Работы над двухместным истребителем 2И-Н1 после катастрофы не возобновлялись, а ее следствием стало ужесточение норм прочности, усиление технического контроля и даже некоторая перестраховка, приводящая порой к необоснованному увеличению веса строящихся самолетов. Кроме того, была разработана и начала действовать жесткая и строго регламентированная программа летных испытаний опытных образцов самолетов.

ЛТХ:

Модификация: 2И-Н1
Размах крыла, м: 12,00
Длина, м: 9,75
Высота, м: 3,32
Площадь крыла, м2: 27,50
Масса, кг
-пустого самолета: 1153
-нормальная взлетная: 1700
Тип двигателя: 1 х ПД «Napier-Lion V»
-мощность, л.с.: 1 х 450
Максимальная скорость, км/ч: 268
Крейсерская скорость, км/ч: 243
Практическая дальность, км: 800
Макс. скороподъемность, м/мин: 385
Практический потолок, м: 7100
Экипаж: 2
Вооружение: два 7,62-мм пулемета (один синхронный, второй на турели у стрелка).

1.Истребитель 2И-Н1. 1926 г.

Двухместный истребитель 2И-Н1. 1926 г.

2.2И-Н1.

Двухместный истребитель 2И-Н1. 1926 г.

3.Летчик-испытатель В.Н.Филиппов.

Летчик-испытатель В.Н.Филиппов.

2И-Н1. Рисунок.

4.2И-Н1. Схема.

2И-Н1. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
М-Хобби. Михаил Маслов. Двухместные истребители.