Высотный истребитель И-15бис ТК.

Разработчик: Н.Н.Поликарпов
Страна: СССР
Первый полет: 1939 г.

Одним из основных методов увеличения высоты полета боевых самолетов в предвоенный период стало оснащение двигателей турбокомпрессорами (ТК). Работы по созданию ТК развернулись в ЦИАМе в 1935 году и поначалу велись на двигателях типа АМ-34, на которых стремились добиться повышения надежности силовой установки и доведения ее ресурса до 100 часов. В течение 1935-1938 годов ТК испытывались на самолетах Р-Z, БОК-1, ТБ-3, ДБ-А, оснащенных двигателями АМ-34ФРН.

В 1938 году турбокомпрессоры типа ТК-1 адаптировали для установки на двигатели М-25В, после чего оборудовали один опытный И-15бис № 3687. Два ТК-1 крепились на боковой поверхности капота двигателя (по одному с каждой стороны) таким образом, чтобы крыльчатка рабочей турбины минимально выступала за обводы самолета. Турбокомпрессоры приводились в действие выхлопными газами, для чего каждый из них соединялся с коллектором, объединяющим четыре цилиндра двигателя.

Турбокомпрессор ТК-1 на И-15бис ТК, заводской № 3687.

Испытания И-15бис № 3687, проведенные в период с 22 января по 16 апреля 1939 года в Евпатории, показали вполне удовлетворительную работоспособность М-25В, оснащенного двумя ТК-1. Затем И-15бис № 3687 вернулся в НИИ ВВС, где его доработали и в период с 19 июня по 28 августа 1939 года завершили полный цикл государственных испытаний. Сравнение с обычным И-15бис выглядело следующим образом:
Истребители: И-15бис / И-15бис ТК
Макс. скорость на Н=2000 м, км/ч: 353,5 / 334,5
Макс. скорость на Н=8200 м, км/ч: 319,5 / 394,0
Набор высоты 2000 м, мин: 2,34 / 3,45
Набор высоты 8000 м, мин: 17,4 / 15,65

И-15бис ТК, заводской № 3687, после прохождения государственных испытаний, конец 1939 г.

И-15бис ТК № 3687, конец 1939 г. Схема.

Как следовало из результатов испытаний, до высоты 4600 метров преимущество в скорости имел И-15бис без турбокомпрессора. Далее, с подъемом на высоту, преимущество переходило к машине, оборудованной ТК. Хотя достигнутые успехи оценивались как скромные, опыты продолжились.

Летом 1939 года на авиазаводе № 1 построили опытную серию И-15бис М-25В ТК в количестве 10 экземпляров для прохождения войсковых испытаний. Борта фюзеляжа за выхлопным патрубком турбокомпрессора на этих самолетах обшили стальным листом, дюралевую обшивку продолжили за кабину пилота. Машины отличались установкой широколопастных воздушных винтов конструкции Жданова и увеличенными маслорадиаторами. Вес двух ТК-1 производства завода № 24 составлял 60 кг.

Первая эталонная машина № 5975 попала на аэродром 29 августа 1939 года. За ней в течение сентября изготовили еще 9 И-15бис М-25В ТК (заводские №№ 5968, 5974, 5976, 5977, 5978, 5979, 5980, 5981, 5982), которые проходили заводские испытания до 2 октября 1939 года. Из 10 облетанных экземпляров полный цикл испытаний прошли И-15бис №№ 5976, 5977, 5978. Летали летчики А.И.Емельянов, П.Е.Логинов, Б.Н.Кудрин, Белозеров.

И-15бис ТК. заводской № 5977, на заводских испытаниях в сентябре 1939 г.

И-15бис ТК. заводской № 5977, на заводских испытаниях в сентябре 1939 г.

Истребители И-15бис ТК, заводские №№ 5976, 5977, 5978, после заводских испытаний в конце сентября 1939 г.

Результаты заводских испытаний обнадеживали. Признавалось, что силовая установка М-25В, оборудованного турбокомпрессорами, работает надежно на всех режимах до 10000 м. Установка ТК подняла рабочие высоты И-15бис с 4-5 км до 7,5-8,5 км. На высоте 8000 м максимальная скорость составила 400 км/ч, на высоте 10000 м — 370 км/ч. Общее мнение гласило, что установка ТК особой технической сложности не представляет и ее можно производить силами технического состава строевых частей. В дальнейшем предлагалось оборудовать по три И-15бис ТК на один истребительный полк для осуществления тренировочных полетов.

И-15бис ТК. Рисунок.

Зимой 1939/40 года пять И-15бис ТК (заводские №№ 5968, 5974, 5976, 5978, 5982) проходили войсковые испытания в 60-й авиабригаде Закавказского военного округа в районе Баку. В отчете по результатам испытаний, утвержденном командиром бригады полковником Малашкевичем, говорилось, что испытания новая техника прошла удовлетворительно. И-15бис ТК показали улучшение летных характеристик на высотах 5-9 км и понижение данных на высотах порядка 4 км. При этом И-15бис по-прежнему значительно уступали истребителям И-16 и И-153. Поэтому оборудование значительного количества самолетов И-15бис турбокомпрессорами признали нецелесообразным. Вместе с опытной машиной общее количество И-15бис ТК составило 11 экземпляров.

.

.
Список источников:
Михаил Маслов. Король истребителей. Боевые самолеты Поликарпова.
Михаил Маслов. Истребитель И-15бис.