Истребитель И-153ТК.

Разработчик: Поликарпов
Страна: СССР
Первый полет: 1939 г.И-153ТК

Массовым типом И-153 стал самолет, оснащенный двигателем М-62 — всего авиазавод № 1 изготовил 3016-3020 таких И-153. Значительно меньше выпустили И-153 с М-63 — 345 экземпляров. При установке на эти, уже изготовленные самолеты, турбокомпрессоров (ТК), существовала реальная возможность заметного увеличения высоты их боевого применения.

Первые опыты с турбокомпрессорами велись на истребителях И-15бис. На боковой части капота с каждой стороны монтировалось по одному турбокомпрессору типа ТК-1 конструкции ЦИАМ. ТК-1 представлял собой центробежную турбину, раскрутка которой происходила под действием отработанных газов двигателя. К каждому ТК подходил выхлопной коллектор от четырех цилиндров. При включении ТК увеличивался наддув двигателя — упрощенно говоря — возрастала подача воздуха в карбюратор.

При установке ТК подкупала возможность доработки самолетов в полевых условиях силами авиамехаников строевых частей.

После первых успешных опытов с турбокомпрессорами была построена войсковая серия из 10 истребителей типа И-15бис ТК, которые прошли испытания зимой 1939-1940 годов. Дальнейшее развитие работы получили на И-153. С ним оказалось несколько сложнее. Прежде всего пришлось переделывать капот двигателя по типу И-15бис и устанавливать жаростойкие боковины фюзеляжа. Поначалу построили четыре самолета войсковой серии: № 6001, № 6003, № 6006, № 6011. Эти И-153, оснащенные двигателями М-25В и М-62, проходили испытания с 19 июля по 29 августа 1939 года, которые, хотя являлись заводскими, одновременно были засчитаны как государственные. В отдельных случаях пилоты забирались на высоту 12 км.

И-153ТК с М-25В развивал максимальную скорость 455 км/ч на высоте 8750 метров, И-153ТК с М-62 достигал 482 км/ч на 10300 метров. В 1940 году турбокомпрессорами дополнительно оборудовали 20 И-153 М-62 и один И-153 М-63. Таким образом общее количество И-153ТК составило 26 экземпляров. Самолеты предполагалось использовать в частях ПВО.

ЛТХ:

Модификация: И-153ТК
Размах крыла, м
-верхнего: 10,00
-нижнего: 7,50
Длина, м: 6,18
Высота, м: 3,00
Площадь крыла, м2: 22,10
Масса, кг
-пустого самолета: 1348
-нормальная взлетная: 1859
Тип двигателя: 1 х ПД М-62 с ТК
-мощность, л.с.: 1 х 800
Максимальная скорость, км/ч: 482
Практическая дальность, км: 750
Макс. скороподъемность, м/мин: 950
Практический потолок, м: 9800
Экипаж: 1
Вооружение: 4 х 7,62-мм пулемета ШКАС.

1.Один из первых И-153ТК с турбокомпрессорами ТК-1 и мотором М-62.

Один из первых опытный истребителей И-153ТК с турбокомпрессорами ТК-1 и двигателем М-62.

3.И-153 ТК, оборудованный турбокомпрессором для высотных полетов.

И-153ТК, оборудованный турбокомпрессором для высотных полетов.

2.И-153 ТК с увеличенными воздухозаборниками и маслорадиатором под капотом двигателя.

Опытный И-153ТК с увеличенными воздухозаборниками и маслорадиатором под капотом двигателя.

4.Виды установки ТК на правом борту И-153. Капот двигателя снят.

Виды установки ТК на правом борту И-153. Капот двигателя снят.

5.И-153 ТК. Схема

И-153ТК. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Михаил Маслов. И-153.