Проект истребителя И-195.

Разработчик: Н.Н.Поликарпов
Страна: СССР
Проект 1940 г.

Проект этого маневренного истребителя-биплана является последней из известных работ Н.Н.Поликарпова в данном направлении. Начало проектирования относится к февралю 1940 года. Внешне самолет напоминает бипланный вариант истребителя И-185, работу над которым конструктор начал месяцем ранее. Это вполне объяснимо, так как начиная с 1932 года и по описываемый период новым истребителям-монопланам Поликарпова почти всегда соответствовали родственные им по определенным характеристикам истребители-бипланы.

В пояснительной записке к эскизному проекту маневренного истребителя И-195, направленной весной 1940 года в Главное Управление ВВС, Николай Поликарпов пишет: «Роль маневренного истребителя в современной войне подробно не освещена и не выяснена… Можно ожидать, что эта роль увеличится еще больше при переходе к групповым и массовым боям истребителей с бомбардировщиками, где скорость не будет играть такой решающей роли как маневренность». Очевидно, понимая спорность подобного заявления, конструктор далее указывает, что намерен обеспечить новому самолету «… солидные и очень современные горизонтальные и вертикальные скорости».

Высокие летные характеристики предполагалось обеспечить за счет установки двигателя воздушного охлаждения М-90 мощностью 1500 л.с. (взлетной — 1750 л.с). Мотоустановка с центральным входом охлаждающего воздуха задумывалась совместимой с таковой на истребителе И-185. С последнего также заимствовались фонарь кабины и многие агрегаты. Улучшенная аэродинамика, гладкая обшивка, новый профиль NACA 230, отсутствие лент-расчалок и использование реактивного момента выхлопных газов при мощном двигателе могли обеспечить И-195 расчетную скорость у земли 510 км/ч, на высоте 7000 метров — 591 км/ч, посадочную скорость — 103 км/ч и потолок — 12000 м.

В качестве вооружения предполагалась установка двух 20-мм пушек ШВАК и двух крупнокалиберных пулеметов УБС. В варианте штурмовика — бомбы до 250 кг.

Проект И-195 рассматривался летом 1940 года, однако решения о его строительстве не последовало, время бипланов уходило из боевой авиации…

ЛТХ (расчетные):

Длина, м: 7, 55
Размах крыла, м
— верхнего: 10,50
— нижнего: 8,10
Площадь крыльев, м2: 28,9
Вес, кг
— нормальный: 2916
— максимальный: 3254
Двигатель: 1 х ПД М-90
— мощность, л.с.: 1500
Скорость, км/ч
— у земли: 510
— на высоте 7000 м: 591
Потолок, м: 12000
Вооружение: 2 х 20-мм пушки ШВАК, 2 х 12,7-мм пулемета УБС

Проект И-195. Рисунок.

Проект И-195. Схема.

.

.

Список источников:
Авиамастер 2001-02. Михаил Маслов. Последние бипланы Поликарпова.
Сайт «Авиафорум». Неизвестные крылья Победы.