Истребитель И-21.

Разработчик: Пашинин
Страна: СССР
Первый полет: 1940 г.0.и-21

На авиационном празднике в День Воздушного Флота 18 августа 1940 года над аэродромом Тушино в числе новых самолетов пролетел опытный скоростной истребитель И-21 (заводское обозначение ИП-21), созданный группой инженеров одного из самолетостроительных заводов под руководством М.M.Пашинина. Авиационные специалисты отметили чистые аэродинамические формы этого моноплана с убранными основными колесами шасси и хвостовым колесом, рациональную форму фонаря кабины летчика, обеспечивающую хороший обзор передней и задней полусферы. Этот истребитель разрабатывался под новый двигатель жидкостного охлаждения М-107 мощностью 1650 л.с. С ним по расчетам конструкторов максимальная скорость на высоте 7 тыс. м могла превысить 680 км/ч. Однако доводка М-107 задерживалась, и опытный экземпляр И-21 оснастили серийным двигателем М-105 мощностью 1050 л.с. По скорости, скороподъемности и вооружению И-21 и с мотором М-105 превосходил находившийся в это время на вооружении авиации фашистской Германии истребитель Ме-109. Помимо того горьковчане видели в своем самолете возможности для повышения его боевых качеств и стремились использовать эти возможности в последующих опытных экземплярах.

Конструкция низкоплана И-21 смешанная. Передняя часть фюзеляжа до кабины пилота представляла собой пространственную ферму из стальных труб, обшитую дюралевыми листами. Кабина пилота — закрытая с фонарем, имеющим хороший обзор назад. Правда, фонарь был не сдвижной назад, а открывался вправо. Этого недостатка конструкторы А.Яковлев и С.Лавочкин не допускали, применяя с 1942 года фонари такого типа на своих истребителях. Хвостовая часть фюзеляжа типа монокок выполнялась из деревянного шпона. Центроплан из хромансилевых труб имел несущую фанерную обшивку. Крыло И-21 профиля НАСА-0012 с щитками и закрылками трапециевидное в плане с закругленными концами. Консоли деревянные с работающей фанерной обшивкой.

Во время заводских испытаний первого экземпляра летчики П.Стефановский и С.Супрун отметили, что истребитель недостаточно устойчив в воздухе. Для устранения этого дефекта конструкторы на втором экземпляре применили крыло с небольшим углом стреловидности. Этот экземпляр истребителя показал себя более устойчивым. У земли его максимальная скорость полета достигала 488 км/ч, а на высоте 5 тыс. м — 573 км/ч. С учетом испытаний первых двух истребителей в январе 1941 года был построен третий опытный экземпляр И-21. Его крыло было с большей стреловидностью и прямоугольными концами. Вместо двух крыльевых, на нем под моторамой установили один серпообразный маслорадиатор. Была уменьшена высота водорадиатора. Вместо индивидуальных патрубков на двигателе поставили выхлопные коллекторы. Была несколько увеличена и площадь киля, бортовое вооружение истребителя состояло из мотор-пушки калибра 23-мм и двух синхронных пулеметов ШКАС.

Во время испытаний третий вариант И-21 показал скорость у земли 506 км/ч, а на высоте 4750 м более 580 км/ч. По сравнению с основным истребителем фашистской Германии Ме-109Е третий опытный экземпляр И-21 развивал у земли скорость большую, чем «мессершмитт» на 66 км/ч и на 34 км/ч большую на расчетном высоте. Лучше, чем у Me-109Е была и скороподъемность И-21. Хотя секундный залп бортового оружия И-21 и Ме-109 был по весу примерно одинаков, огневая мощь советского самолета оказалась большей, так как калибр пушки и начальная скорость снарядов и пуль были выше, а их рассеивание меньше. Третий экземпляр И-21 отличался хорошей устойчивостью и управляемостью, простотой пилотирования. Но посадка на нем была более сложной, чем на уже принятых в серийное производство истребителях Як-1 и ЛаГГ-3. Отдельные удачные конструктивные решения (капоты мотора, кок винта и др.), полученные при создании И-21, нашли применение на серийно выпускающихся самолетах с двигателями М-105 и М-105П.

ЛТХ:

Модификация: И-21
Размах крыла, м: 9,40
Длина, м: 8,29
Высота, м: 3,24
Площадь крыла, м2: 15,46
Масса, кг
-пустого самолета: 1210
-взлетная: 2670
Тип двигателя: 1 х ПД М-105П
-мощность, л.с.: 1 х 1050
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 488
-на высоте: 573
Практическая дальность, км: 760
Продолжительность полета, ч: 2
Макс. скороподъемность, м/мин: 1260
Практический потолок, м: 10600
Экипаж: 1
Вооружение: 1 х 23-мм пушка БТ-23 и 2 х 7,62-мм пулемета ШКАС.

1.Истребитель И-21 № 3 Пашинина. 2

Третий экземпляр истребителя И-21.

4а.Истребитель И-21 № 3 Пашинина

Третий экземпляр истребителя И-21.

4.Истребитель И-21 № 3 Пашинина

Третий экземпляр истребителя И-21.

2.И-21 № 3 Пашинина. Вид спереди.

Третий экземпляр истребителя И-21. Вид спереди.

3.И-21 № 3 Пашинина. Вид сзади.

Третий экземпляр истребителя И-21. Вид сзади.

5.И-21 № 3 Пашинина на нивелировании.

Третий экземпляр истребителя И-21 на нивелировании.

5а.И-21 № 3. Рисунок.

И-21 № 3. Рисунок.

7.И-21 Пашинина. Схема 1.

И-21. Схема 1.

8.И-21 (ИП-21). Схема.

И-21. Схема 2.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Крылья Родины. В.Перов, В.Родненков, А.Пономарев. И-21.