Ударный истребитель К-37.
Разработчик: М.И.Гудков
Страна: СССР
Первый полет: 1941 г.
Идея установки крупнокалиберной пушки на истребитель для борьбы с бронетехникой противника к началу Второй Мировой войны была не нова. Тем не менее, появление в 1941 году 37-мм орудий Таубина и Шпитального послужило поводом для разработки противотанкового самолета. Замыслы М.И.Гудкова поддержали руководители наркомата и правительство и 1 марта этого же года вышло соответствующее постановление Комитета обороны.
Нарком Шахурин приказал тогда рассмотреть возможность размещения 37-мм пушки и на Як-1. В ответ на это директор завода № 301 Эскин доложил, что проверка, проведенная совместно с А.С.Яковлевым, показала невозможность установки 37-мм пушки на Як-1, поскольку требовались изменение компоновки кабины пилота истребителя и удлинение его носовой части.
Когда начали проектирование машины, то выяснилось, что первое орудие не было увязано с мотором М-105 и не компоновалось в ЛаГГ-3. На втором установит пушку Ш-37 было проще, но и там оно допускало лишь временное крепление, не рассчитанное на большое число выстрелов. А о боезапасе и говорить нечего, удалось впихнуть в истребитель лишь 21 патрон вместо 50 по заданию. Даже если исключить пулемет БС, то боекомплект не превышал 30 патронов. Но другого выхода не видели.
Первый пушечный истребитель переделали из машины завода № 23. К июню 1941 года на нем выполнили 58 полетов, из них 54 со стрельбой из крупнокалиберной пушки. До конца 1941 года завод № 21 построил 20 ЛаГГ-3 с орудиями Ш-37, получивших обозначение К-37 и предназначавшихся для войсковых испытаний. Похоже, что именно звено К-37 впервые использовалось в боях на московском направлении в октябре 1941 года в составе 43-й авиадивизии.
Тогда мощное вооружение этих машин не удалось использовать в полной мере из-за многочисленных конструктивных и производственных дефектов артиллерийской установки. Тем не менее, Шпитальный считал, что применение нового оружия прошло успешно и доложил Сталину об уничтожении пяти средних танков, но промолчал, что в этом же месяце звено истребителей перестало существовать.
Отсутствие производственной базы и выявившиеся конструктивные недостатки пушки Ш-37 не позволили Гудкову продолжить работу в этом направлении, хотя впоследствии КБ Лавочкина и Яковлева успешно устанавливали крупнокалиберные орудия Нудельмана на свои самолеты.
М.И.Гудковым были представленны ещё два проекта в развитие К-37. Первый из них представлял собой истребитель-перехватчик, вооруженный пушкой Ш-37, двумя пушками ШВАК и двумя пулкметами ШКАС. Ожидаемая максимальная скорость полета на высоте 5000 м — 600 км/ч.
Вторым был проект пикирующего истребителя танков — ПИТ. Вооружение этой машины должно было состоять из пушки Ш-37, двух пулеметов ШКАС и двух бомб по 50 кг. Для снижения скорости пикирования самолет оборудовался тормозными щитками. Максимальная расчетная скорость с бомбами — 525 км/ч, допускалось пикирование под углами до 75°. Однако ни один из этих проектов построен не был.
ЛТХ:
Модификация: К-37
Размах крыла, м: 9,80
Длина, м: 8,81
Высота, м: 4,40
Площадь крыла, м2: 17,62
Масса, кг
-пустого: 2860
-взлетная: 3240
Тип двигателя: 1 х ПД М-105
-мощность, л.с.: 1 х 1180
Максимальная скорость, км/ч: 548
Практическая дальность, км: 550
Практический потолок, м: 8900
Экипаж: 1
Вооружение: 1 х 37-мм пушка Ш-37 и 2 х 7,62-мм пулемета ШКАС.
Ударный истребитель К-37 завода № 23.
Ударный истребитель К-37. Вид спереди.
К-37. Рисунок.
Пушка Ш-37 на моторе М-105. Схема.
Компоновочная схема К-37 в варианте перехватчика.
К-37 в варианте перехватчика. Схема.
К-37 в варианте ПИТ. Схема.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Николай Якубович. Все самолеты Лавочкина.
Николай Якубович. Истребители Лавочкина — Сломавшие хребет Люфтваффе.
Сайт «Уголок неба». 2015 г. страница: «Гудков К-37».