Истребитель Ла-152.

Разработчик: ОКБ Лавочкина
Страна: СССР
Первый полет: 1946 г.

После Ла-150 на роль первой боевой машины ОКБ-301 стал претендовать самолет «152», построенный с учетом уже накопленного опыта. Сохранив классическую схему предшественника, новый истребитель был в значительной степени переделан. Он стал среднепланом и больше напоминал Як-15. Найти официальное объяснение отказа от компоновки Ла-150 не удалось, но думаю, что это связано, прежде всего, с необходимостью улучшить маневренность машины. Отсюда отказ от разнесенных масс — кабины пилота и двигателя, а также переход к схеме среднеплана. Эти изменения должны были способствовать улучшению маневренности в вертикальной плоскости и увеличению угловой скорости крена.

Согласно заданию, истребитель «152» с двигателем РД-10 должен был развивать скорость у земли 840 км/ч, а на 5000 м — 860 км/ч, подниматься на эту высоту за 4,8 минуты, иметь потолок не менее 12500 м и летать на расстояние до 700 км.

Запланировали вооружение из двух 37-мм пушек.

Крыло самолета «152» скомпоновали ил новых, как тогда говорили, более «махоустойчивых» профилей 12145 и П2-12 с относительной толщиной 12%. При этом критический угол атаки крыла доходил до 18°-19°, а эффективность элеронов сохранялась до 22°-24°. В ходе проектирования конструкторы хотели заменить 37-мм пушки на четыре НС-23, но установили лишь три 23-мм орудия с общим боекомплектом 150 патронов. Летчик защищался лобовым 55-мм бронестеклом и 8-мм передней бронеплитой и бронеспинкой. Фонарь кабины открывался вбок, а пилот располагался над двигателем, установленным под углом 5°40′ к строительной горизонтали самолета.

Заводские испытания «152-й» начались в октябре 1946 года. В следующем месяце И.Е.Федоров опробовал машину в воздухе. Это был дебют Ивана Евграфовича, впервые поднявшего опытную машину и ставшего ведущим летчиком-испытателем ОКБ-301.

В ходе испытаний обнаружились недостаточная путевая устойчивость и слишком малые нагрузки на ручке управления самолетом от рулей высоты на посадке. После доработки самолета в апреле 1947 года заводские испытания завершились.

Сравнение Ла-152 с Як-17 (улучшенный вариант истребителя Як-15) показывает, что при нормальном полетном весе его скорость была на 90 км/ч, а дальность па 100 км больше. Ничего удивительного в этом нет. Все дело в аэродинамике. В отличие от Як-17 крыло Ла-152 было выполнено из тонких профилей, да и удельная нагрузка на крыло стала выше — 260 кг/м: по сравнению со 195 кг/м2 у Як-17. Все это в совокупности с большим запасом топлива и предопределило лучшие характеристики. Но взлетно-посадочные данные оказались хуже, что ограничивало эксплуатацию машины на многих грунтовых аэродромах — самых распространенных в СССР.

В июле 1947 года истребитель передали на государственные испытания в НИИ ВВС. Они продолжались недолго. В одном из полетов летчика-испытателя И.М.Дзюбы на самолете отказал двигатель. При вынужденной посадке машина оказалась основательно поврежденной и ее не восстанавливали. К этому времени уже испытывался истребитель «156» с двигателем РД-10Ф, оснащенным форсажной камерой.

Еще в ходе проектирования самолета «152» была предусмотрена замена ТРД РД-10 на РД-20 или ТР-1 А.М.Люльки. Проект с ТР-1 получил обозначение «154». Расчеты показывали, что с ТР-1 самолет, имея пару пушек НС-23, сможет у земли разогнаться до 950 км/ч, а на 5000 м — до 1000 км/ч. До трех минут сокращалось и время набора этой высоты, а потолок возрастал до 14000 м. Перспектива заманчивая, но ТР-1 вовремя не поспел, а когда его сделали, то выяснилось, что он нуждается в длительной доводке. Планер самолета построили, но он так и не дождался своего двигателя.

ЛТХ:

Модификация: Ла-152
Размах крыла, м: 8,20
Длина, м: 9,12
Высота, м: 2,80
Площадь крыла, м2: 12,15
Масса, кг
-пустого самолета:
-нормальная взлетная: 2770
-топлива: 620
Тип двигателя: 1 х ТРД РД-10
Тяга, кгс: 1 х 900
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 840
-на высоте: 860
Крейсерская скорость, км/ч: 805
Практическая дальность, км: 700
Cкороподъемность, м/мин: 1042
Практический потолок, м: 12500
Экипаж: 1
Вооружение: три 23-мм пушки НС-23 (150 патронов).

 

Истребитель Ла-152.

2.Истребитель Ла-152.

Истребитель Ла-152.

3.Макет самолета Ла-152.

Макет самолета Ла-152.

4.Планер самолета 154 так и не дождался своего двигателя.

Планер самолета «154» так и не дождался своего двигателя.

5.Ла-152. Рисунок.

Ла-152. Рисунок.

Компоновочная схема Ла-152.

7.Ла-152. Схема.

Ла-152. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Русавиа. Николай Якубович. Самолеты С.А.Лавочкина.
Крылья Родины. Константин Косминков. Они были первыми.
Крылья Родины. Ивнамин Султанов. «152», «156», «174ТК».