Истребитель Ла-160 «Стрелка».

Разработчик: ОКБ Лавочкина
Страна: СССР
Первый полет: 1947 г.0.-160

Появление реактивных двигателей создало необходимую, но пока еще недостаточную предпосылку для полета со скоростью звука. Для достижения этой цели требовалось значительно увеличить тягу ТРД и перейти к новым аэродинамическим компоновкам крыльев. Наиболее эффективными средствами снижения волнового сопротивления крыла оказались использование эффекта скольжения за счет стреловидности и уменьшение его относительной толщины. Но последний путь, наиболее приемлемый для несущих поверхностей малого удлинения, на обычном крыле не позволял создать легкую конструкцию с требуемыми запасами прочности, жесткости и ресурса. Кроме того, для самолетов с прямыми крыльями умеренного и большого удлинения возникали трудности, связанные с обеспечением требуемых запасов устойчивости и управляемости из-за нелинейных характеристик коэффициентов подъемной силы и продольного момента. Более того, имелось немало случаев затягивания самолетов с прямыми крыльями в пикирование при скоростях полета, соответствовавших числам М>0,6.

Придание крылу стреловидности, позволяло увеличить критическое число М, так как в этом случае местные скорости на крыле зависят не от скорости набегающего потока, а от ее составляющей, перпендикулярной передней кромки несущей поверхности. Эффект скольжения также снижал интенсивность изменения всех остальных аэродинамических характеристик крыла при возникновении местных сверхзвуковых зон.

Создание самолетов со стреловидными крыльями потребовало глубоких и разносторонних теоретических и экспериментальных исследований. Пионерами в этой области считаются немецкие аэродинамики. Приоритет Германии в создании самолетов с реактивными двигателями, в том числе и со стреловидными крыльями, бесспорен. Именно достижения немецких специалистов стали той основой, на которой впоследствии родились околозвуковые самолеты, как за рубежом, так и в СССР.

Но нельзя принижать и роль отечественных специалистов. Еще в годы войны будущий академик В.В.Струминский, основываясь на результатах теоретических расчетов, показал, что на стреловидных крыльях система уравнений пограничного слоя расчленяется на две независимые группы. Первая определяет обтекание нормальных к передней кромке сечений крыла, вторая — течение вдоль его размаха. В этом разделении и заключается, собственно говоря, эффект стреловидности. Нормальные составляющие скорости набегающего потока определяют критическое число Маха, означающее начало волнового кризиса. Эти же расчеты впоследствии привели к появлению у стреловидных крыльев аэродинамических перегородок (гребней) вдоль их хорды, препятствующих перетеканию воздушного потока вдоль размаха несущей поверхности и, как следствие, предупреждающих ранний срыв воздуха с ее концевых частей. При этом увеличиваются значения критических углов атаки и повышается эффективность элеронов.

Результаты исследований отечественных и немецких специалистов требовалось подтвердить экспериментально на моделях в аэродинамических трубах и выдать конструкторам самолетов необходимые рекомендации по аэродинамической компоновке стреловидных крыльев.

Первыми реактивный истребитель со стреловидным крылом построили в Советском Союзе в ОКБ Лавочкина. Он назывался «160». Только через два с лишним месяца похожая машина появилась в американском небе.

Разработка самолета «160» началась в 1946 году. Требования, предъявлявшиеся к самолету с двигателем РД-10Ф и вооруженному тремя пушками НС-23, были таковы: максимальная скорость — 950 км/ч на высоте 5000 м, подъем на эту высоту — за 4,8 мин., практический потолок — 12000 м и дальность — до 900 км.

Истребитель построили в июле 1947 года, установив на нем два орудия Н-37 с общим боекомплектом 60 патронов. Ла-160 отличался от предшественников, прежде всего, крылом стреловидностью 35°, за что получил прозвище «Стрелка». Его заводские испытания провел уже не раз упоминавшийся нами И.Е.Федоров.

Ла-160 так и остался в единственном экземпляре, причиной этому стало приобретение в Англии более мощных турбореактивных двигателей. Но труд создателей «Стрелки» не пропал. Результаты экспериментальных исследований аэродинамических моделей и летные испытания истребителя позволили выработать рекомендации для конструкторов, создавших вскоре более совершенные машины МиГ-15 и Ла-15.

В Тушино на традиционном воздушном параде летом 1947 года зрители могли увидеть сразу три самолета ОКБ-301: «150», пилотируемый летчиком-испытателем НИИ ВВС А.П.Супруном, а также «156» и «160», в кабинах которых находились летчики-испытатели ОКБ С.Ф.Машковский и И.Е.Федоров. Это был финал первых реактивных, по сути еще экспериментальных самолетов ОКБ-301 с копиями немецких ТРД. Но, несмотря на все преимущества стреловидности, Лавочкин предпринял последнюю попытку создания истребителя с прямым крылом по отработанной реданной схеме, тем более, что самолет Як-23 с аналогичной компоновкой уже разрабатывался в ОКБ-115.

ЛТХ:

Модификация: Ла-160
Размах крыла, м: 8,95
Длина, м: 10,07
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 15,90
Масса, кг
-пустого самолета: —
-нормальная взлетная: 3597
-максимальная взлетная: 3837
-топлива: 1000
Тип двигателя: 1 х ТРД РД-10ЮФ
Тяга, кгс: 1 х 1170
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 960
-на высоте: 970
Практическая дальность, км: 1000
Скороподъемность, м/мин: 1136
Практический потолок, м: 12200
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 2 х 37-мм пушки Н-37 (60 патровнов).

1.Истребитель Ла-160.

Истребитель Ла-160 «Стрелка».

2.Ла-160

Истребитель Ла-160 «Стрелка».

3.Ла-160. Вид спереди.

Ла-160. Вид спереди.

4.Ла-160 фото 4.

Истребитель Ла-160 «Стрелка».

6.Ла-160. Схема 1.

Ла-160. Схема 1.

7.Ла-160. Схема 2.

Ла-160. Схема 2.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Русавиа. Николай Якубович. Самолеты С.А.Лавочкина.
Авиационный форум Prop&Jet. Архивные фото.