Истребитель Ла-168.
Разработчик: ОКБ Лавочкина
Страна: СССР
Первый полет: 1948 г.
Летом 1948 года летчик-испытатель И.Е.Федоров завершил заводские испытания нового скоростного истребителя «168», созданного конструкторским коллективом, возглавляемым С.А.Лавочкиным. Высокорасположенное крыло самолета площадью 18,08 м2 имело стреловидность 37°20′ по линии фокусов и поперечное V 4°30′.
Фюзеляж истребителя типа монокок состоял из двух частей. Лобовой воздухозаборник переходил в два воздушных канала, огибавших кабину летчика. На боках хвостовой части фюзеляжа конструкторы установили тормозные щитки. Кабина летчика — герметичная, с катапультным креслом. Шасси трехколесное, убиралось в фюзеляж. В нем размещались и четыре топливных бака общей емкостью 1430 литров. Кроме них под фюзеляжем была предусмотрена подвеска сбрасываемого в полете бака емкостью 610 л. Вооружение «168» состояло из двух пушек НР-23 (с боекомплектом по 100 снарядов) и одной пушки Н-37 (с боекомплектом 45 снарядов). Пушки располагались в нижней носовой части фюзеляжа.
Заводские испытания показали, что конструкторскому коллективу удалось создать незаурядную машину. Самолет обладал хорошими данными: скорость 1080 км/ч, потолок 14500 м, дальность без подвесного бака 1500 км, высоту 5 км он набирал за 2,2 минуты, был устойчив на всех режимах полета, легко выполнял фигуры высшего пилотажа. При этом конструкция позволяла выполнять взлет и посадку не только на аэродромах с бетонной, но и с грунтовой полосой.
В октябре 1948 года начались государственные испытания истребителя, в процессе которых при взлетном весе 4412 кг (вес пустого 2973 кг) на высоте 2750 м была достигнута скорость 1084 км/ч, практический потолок — 14570 м, а дальность полета при полной заправке топливом — 1275 км. Высоту 5000 м истребитель набирал за 2 минуты. Летчики отмечали хорошие пилотажные качества машины, указав на недостаточную площадь вертикального оперения.
По комплексу летных данных «168» был близок к истребителю МиГ-15бис с более мощным двигателем ВК-1. Испытатели рекомендовали принять истребитель на вооружение. Однако в это время авиазаводы уже освоили и выпускали в достаточном количестве МиГ-15, решение о серийном производстве которого было принято еще весной 1948 года, а результаты испытаний показали его безусловную перспективность. Учитывалось, естественно, и то, что МиГ-15 уже осваивался в войсках. Поэтому «168» остался лишь в опытном экземпляре.
ЛТХ:
Модификация: Ла-168
Размах крыла, м: 9,50
Длина, м: 10,56
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 18,08
Масса, кг
-пустого самолета: 2976
-максимальная взлетная: 4412
Тип двигателя: 1 х ТРД РД-45
Тяга, кгс: 1 х 2270
Максимальная скорость, км/ч: 1084
Практическая дальность, км: 1275
Скороподъемность, м/мин: 2500
Практический потолок, м: 14750
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 1 х 37-мм пушка НС-37 (с боекомплектом 45 снарядов) и 2 х 23-мм пушки НС-23 (с боекомплектом по 100 снарядов).
Опытный истребитель Ла-168.
Опытный истребитель Ла-168.
Опытный истребитель Ла-168.
Ла-168. Вид спереди.
Ла-168. Рисунок.
Компоновочная схема Ла-168.
Ла-168. Чертеж.
Ла-168. Схема.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Мир Авиации. Константин Косминков. «168»,»176″.
Русавиа. Николай Якубович. Самолеты С.А.Лавочкина.