Истребитель Ла-5 № 206.

Разработчик: ОКБ Лавочкина
Страна: СССР
Первый полет: 1944 г.

Продувки Ла-5 в натурной трубе позволили определить основные направления улучшения внешней и внутренней аэродинамики самолета: раз нет более мощного мотора, значит надо «вылизывать» самолет и облегчать конструкцию. Выяснилось, что внутренняя герметизация самолета дает прирост скорости в 24 км/ч, полное закрытие куполов шасси — еще 6 км/ч; перенос маслорадиатора из-под капота двигателя под фюзеляж позволял снизить поперечное сечение радиатора за счет увеличения прохождения воздуха через него. Также благотворно влияло на аэродинамику истребителя удаление от поверхности центроплана нижней части боковых створок капота двигателя. Еще несколько километров скорости давал перенос воздухозаборника двигателя с крыши капота в корневую часть центроплана. С облегчением планера возникли трудности — все, что с машины можно было снять безболезненно — уже сняли, жертвовать прочностью конструкции, как это сделал Яковлев, Лавочкин не стал.

К счастью, за счет поставок по ленд-лизу и налаживанием производства в глубине СССР, облегчилось положение с алюминием. Замена деревянных конструкций металлическими — большой резерв экономии массы. Одна замена деревянных лонжеронов крыла на дюралевые со стальными полками снижала массу на 100 кг! Надо сказать, что к этому времени в конструкции планера уже не осталось дельта-древесины — из-за нехватки смолы ее из конструкции постепенно вытеснили обычные сосна и береза. Чертежи металлических лонжеронов крыла и центроплана были разработаны летом 1943 года в Нижнем Тагиле на заводе № 381 под руководством главного конструктора П.Д.Грушина — впоследствии выдающегося конструктора зенитных ракет.

Эффективность мероприятий по аэродинамике, выданных работниками ЦАГИ, проверялась на доработанном самолете Ла-5 (заводской № 39210206), известным так же как Ла-5 № 206. Испытания с 16 декабря по 10 февраля 1944 года проводил летчик-испытатель Н.В.Адамович. Доработанный Лавочкин показал скорость на 34 км/ч большую, чем серийная машина (684 км/ч на высоте 6150 м), причем мероприятия по улучшению аэродинамики были реализованы не в полном объеме. Модернизация самолета № 39210206 проводилась на заводе № 21 под руководством С.М.Алексеева.

ЛТХ:

Модификация: Ла-5 (№ 206)
Размах крыла, м: 9,80
Длина, м: 8,67
Высота, м: 2,54
Площадь крыла, м2: 17,50
Масса, кг
-пустого самолета: 2940
-нормальная взлетная: 3445
Тип двигателя: 1 х ПД AШ-82ФН
-мощность, л.с.: 1 х 1460
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 630
-на высоте: 684
Практическая дальность, км: 980
Макс. скороподъемность, м/мин: 962
Практический потолок, м: 10400
Экипаж: 1
Вооружение: 2 х 20-мм пушки ШВАК.

 

Опытный истребитель Ла-5 № 206 в сборочном цехе.

Ла-5 № 206. Вид спереди.

3.Ла-5 № 206. Схема 1.

Ла-5 № 206. Схема 1.

4.Ла-5 № 206. Схема 2

Ла-5 № 206. Схема 2.

5.Ла-5 № 206. Схема 3

Ла-5 № 206. Схема 3.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
В.Алексеенко, М.Никольский. Истребители Лавочкина в Великой Отечественной войне.
Русавиа. Николай Якубович. Самолеты С.А.Лавочкина.