Истребитель Ла-7 АШ-71.

Разработчик: ОКБ Лавочкина
Страна: СССР
Первый полет: 1944 г.

В начале 1943 года в ОКБ Лавочкина начались работы по Ла-5 с альтернативной силовой установкой. Огромные надежды связывались с новым мотором АШ-71Ф. Двойная звезда воздушного охлаждения имела мощность 2200 л.с. — на целых 350 л.с. больше чем у двигателя АШ-82ФН. Установка перспективного мотора могла резко улучшить характеристики Ла-5.

Разработка двигателя АШ-71 началась в 1940 году, он представлял собой спарку двух девятицилиндровых звездообразных моторов М-63 и имел непосредственный впрыск топлива в цилиндры. В свою очередь двигатель М-63 являлся улучшенной копией американского мотора Wright «Cyclone» R-1820 G-5. Масса двигателя АШ-71 со всеми необходимыми агрегатами составляла 1556 кг.

Первый экземпляр АШ-71 развил мощность в 2000 л.с. — почти в два раза больше, чем стоявший на Як-1 и ЛаГГ-3 двигатель водяного охлаждения М-105 с рядным расположением цилиндров. На высоте 2600 м двигатель АШ-71 развивал мощность 1800 л.с., на высоте 6250 м -1670 л.с. Доводка мотора, однако, заняла много времени — первый АШ-71, имевший более-менее приемлемый уровень надежности, появился в начале 1942 года.

Первый полет Ла-5 с АШ-71Ф совершил 28 апреля 1943 года, всего через несколько недель после первого полета Ла-5ФН. С конца апреля по июнь 1943 года самолет проходил испытания на базе ЛИИ в Свердловске. Максимальная скорость у земли составила 612 км/ч, на высоте 5500 м — 685 км/ч, что было на 50 и 37 км/ ч больше соответствующих показателей Ла-5ФН. В целом же, характеристики продемонстрированные Ла-5 с АШ-71Ф оказались ниже расчетных, поэтому было решено организовать продувки самолета в аэродинамической трубе Т-104. Перед продувками с самолета смыли камуфляжную окраску.

Продувки помогли найти причину значительных расхождений между истинными и расчетными характеристиками — плохое качество внешних поверхностей, особенно капотов двигателя. Инженеры ЦАГИ пришли к выводы, что после исправления недостатков самолет способен развивать скорость порядка 720 км/ч.

С целью дальнейшего повышения летных данных предпринимались попытки установить на Ла-7 более мощные двигатели. Были построены машины, оборудованные двигателями АШ-71 и АШ-83. Программу Ла-7 АШ-71 быстро свернули из-за того, что двигатель М-71 серийно не строился, да и доверие к нему после целого ряда неудач (в частности — с И-185) было основательно подорвано.

Еще одним вариантом Ла-7 стал самолет, оснащенный мотором АШ-71ТК мощностью 2027 л.с. К ожидаемому улучшению летных характеристик установка АШ-71ТК не привела.

ЛТХ:

Модификация: Ла-7 АШ-71
Размах крыла, м: 9,80
Длина, м: 8,67
Высота, м: 2,54
Площадь крыла, м2: 17,59
Масса, кг
— пустого: 2849
— взлетная: 3505
Двигатель: 1 х ПД АШ-71
— мощность, л.с.: 1 х 2000
Максимальная скорость, км/ч: —
Практическая дальность, км: —
Практический потолок, м: —
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 2 х 20-мм пушки.

Ла-7 с двигателем АШ-71Ф.

.

.

Список источников:
Русавиа. Николай Якубович. Самолеты С.А.Лавочкина.
Авиаколлекция 2009-11. В.Котельников, М.Орлов, Н.Якубович. Истребитель Ла-7.
В.Алексеенко, М.Никольский. Истребители Лавочкина в Великой Отечественной войне.
Сайт «Уголок неба». 2017 г. страница: «Лавочкин Ла-7 АШ-71».