Истребитель ЛаГГ-3 (23-35 серий).

Разработчик: Лавочкин, Горбунов, Гудков
Страна: СССР
Первый полет: 1942 г.

В 1942 году истребители ЛаГГ-3 стали выпускаться в обновленных вариантах. Первым новым вариантом стала 23-я производственная серия, отличавшаяся от своих предшественников увеличенным рулевым стабилизатором. Все работы по модернизированию самолета были направлены на улучшение летных характеристик. Но все же ЛаГГ-3 часто служил предметом нареканий как со стороны летчиков так и техников.

Но не всегда нарекания на самолет были «заслугой» конструкторов или производственников. Часто самолет просто неправильно эксплуатировался. Могучее русское слово и ювелирный инструмент в виде кувалды далеко не всегда способствуют грамотной эксплуатации материальной части. Увы, низкая культура обслуживания техники — такая же национальная особенность, как «водка, гармонь и лосось». Даже в знаменитом 5-м Гвардейском ИАП, истребители недобирали скорости из-за неграмотности технического и летного состава. Весной 1942 года командир полка написал рапорт в котором указывал, что максимальная скорость ЛаГГ меньше заявленной на целых 50 км/ч. В полк срочно вылетели летчик-испытатель НИИ ВВС Прошаков и ведущий инженер Рабкин.

Опытные специалисты быстро разобрались в причинах: полеты со снятой сдвижной частью фонаря кабины, установка перед лобовой частью фонаря щитка для уменьшения забрызгиваемости маслом, на всасывающие патрубки воздухозаборников нагнетателя мотора установлены металлические сетки для предупреждения попадания пыли, летчики в полете ставили заслонку водорадиатора лишь в два положения — полностью открыта или полностью закрыта, пилоты слабо представляли на каком режиме работы мотора самолет развивает максимальную скорость. Из всех причин более-менее уважительной являлась одна — снятый фонарь кабины: устройства аварийного сброса на ЛаГГе не было, и летчики опасались, что, случись что — сдвижную часть заест и придется соприкасаться с земной поверхностью сидючи в кабине, а не болтаясь на стропах парашюта. Все остальные недоделки — прямое следствие ротозейства, если не личного состава полка, то — служб, ответственных за своевременное доведение до строевых подразделений изменений в инструкции по эксплуатации самолета. К примеру бороться с забрызгиванием козырька фонаря кабины следовало не путем установки щитка, «съедающего» несколько километров скорости, а заменой прокладок во втулке воздушного винта; указания о проведении такой доработки, «в принципе», было разослано в части, эксплуатирующие ЛаГГи.

Следующим серьезным новшеством, предназначенным для повышения летных характеристик самолета, стала замена двигателя на 28-ой серии. Этот вариант был предложен конструкторской группой Горбунова. ЛаГГ-3 получил более мощный двигатель Климова М-105ПФ. За счет снятия части вооружения и оборудования достигнуто уменьшение массы. Взлетная масса самолета стала равной 2865 килограмм. Благодаря уменьшению веса и применению более мощного двигателя было достигнуто улучшение летных характеристик самолета. Максимальная скорость ЛаГГ-3 29-ой серии выросла до 566 километров в час, а скороподъемность до 781 метров в минуту. Первый самолет 28-ой серии был выпущен в июне 1942 года. Начиная с августа 1942 года на самолеты 29-ой серии устанавливали радиостанцию РСИ-4 «Малютка». Так же начиная с 29-ой серии на истребители ЛаГГ-3 устанавливают пропеллер ВИШ-150СВ с увеличенным диаметров. Самолеты 33 серии были практически аналогичны ЛаГГ-3 29-ой серии, с небольшими конструктивными изменениями в фюзеляже и хвостовой части самолета. Самой удачной версией 1942 года стали самолеты 35-й серии. В самолет были внесены многочисленные изменения улучшающие аэродинамику фюзеляжа. Это позволило сохранить хорошие летные характеристики «облегченной» версии ЛаГГ-3, сохраняя при этом все боевые возможности фронтового истребителя. ЛаГГ-3 35-ой серии производился на заводе ГАЗ-31 с августа 1942 года по весну 1943 года. Всего за 1942 года было построено 2771 истребителя ЛаГГ-3.

ЛТХ:

Модификация: ЛаГГ-3 (35 серия)
Размах крыла, м: 9,80
Длина, м: 8,81
Высота, м: 4,40
Площадь крыла, м2: 17,62
Масса, кг
-пустого: 2430
-взлетная: 3160
Тип двигателя: 1 х ПД М-105ПФ
-мощность, л.с.: 1 х 1210
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 499
-на высоте: 566
Практическая дальность, км: 910
Макс. скороподъемность, м/мин: 780
Практический потолок, м: 10000
Экипаж: 1
Вооружение: 1 х 20-мм пушка ШВАК и 1 х 12,7-мм пулемет БС, 6 РС-82 или РС-132 и 2 бомбы по 50 кг.

2.ЛаГГ-3 23-й серии

Истребитель ЛаГГ-3 23-й серии на лыжном шасси.

3.ЛаГГ-3 23-й серии на лыж. шасси.

Истребитель ЛаГГ-3 23-й серии на лыжном шасси.

4.ЛаГГ-3 23-й серии на л. шасси.

Истребитель ЛаГГ-3 23-й серии на лыжном шасси.

6.ЛаГГ-3 (24 серия) на стоянке.

Истребитель ЛаГГ-3 24-й серии на стоянке.

Истребитель ЛаГГ-3 28-й серии.

7.ЛаГГ-3 (29 серия) на испытаниях НИИ ВВС.

Истребитель ЛаГГ-3 29-й серии на испытаниях в НИИ ВВС.

9.ЛаГГ-3 35-й серии

Истребитель ЛаГГ-3 35-й серии.

10.ЛаГГ-3 35-й серии 2

Истребитель ЛаГГ-3 35-й серии.

11.Заправка ЛаГГ-3 (35 серия) на полевом аэродроме.

Заправка ЛаГГ-3 35-й серии на полевом аэродроме.

12.Поврежденный в бою ЛаГГ-3 (35 серии) сел на брюхо.

Поврежденный в бою истребитель ЛаГГ-3 35-й серии после посадки «на брюхо».

14.ЛаГГ-3 (23 серия). Рисунок.

ЛаГГ-3 23-й серии. Рисунок.

15.ЛаГГ-3 (29 серия). Рисунок.

ЛаГГ-3 29-й серии. Рисунок.

16.ЛаГГ-3 (35 серия). Рисунок.

ЛаГГ-3 35-й серии. Рисунок.

ЛаГГ-3 35-й серии. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
В.Алексеенко, М.Никольский. Истребители Лавочкина в Великой Отечественной войне.
«Война в воздухе» № 68. ЛаГГ-3.