Истребитель ЛаГГ-3 (66 серия).

Разработчик: Лавочкин, Горбунов, Гудков
Страна: СССР
Первый полет: 1943 г.0.-66

Последней, наиболее совершенной модификацией стал ЛаГГ-3 66-й серии, на котором были внедрены рекомендации ЦАГИ в области аэродинамики планера самолета. Некоторые изменения были внесены в конструкцию самолета на основании разработок КБ Яковлева по самолету Як-1Б. На ЛаГГ-3 установили новый фонарь (аналогичный с Ла-5) с передним (55 миллиметровым) и задним бронестеклами и пониженным гаргротом, что улучшило осмотрительность в задней полусфере. Дефицитную дельта — древесину постепенно заменяли обыкновенной сосной, имеющей значительно меньший удельный вес. Были так же внедрены меры по уменьшению взлетной массы самолета, за счет облегчения и модернизации оборудования самолета. Взлетная масса ЛаГГ-3 66-ой серии уменьшилось до 2990 килограммов (что было не намного больше «облегченного» ЛаГГ-3 1942 года). Летные характеристики самолета ЛаГГ-3 66-ой серии (максимальная скорость — 591 километров в час и скороподъемность — 893 метров в минуту) позволяли на равных сражаться с основными немецкими истребителями восточного фронта Bf.109G-6 и Fw.190A-3. Однако все же ЛаГГ-3 уступал им в вооружении.

Самолеты 66-й серии строились в Тбилиси с весны 1943 года до середины 1944 года. Всего было произведено 6528 истребителей ЛаГГ-3 66-ой серии.

Истребители 66-ой серии принимали участие в битве над Кубанью. В Кубанском воздушном сражении принимало участие несколько полков, вооруженных ЛаГГами, в их числе 88-й ИАП. Один из истребителей этой части с надписью на борту «Советская Грузия» (на грузинском языке) по ошибке приземлился на аэродроме, где базировались штаффели JG-52.

В морской авиации ЛаГГи использовались на Балтике и на Черном море. На Балтике их имел на вооружении 3-й Гвардейский полк, первый полк морской авиации, удостоенный 18 января 1942 года Гвардейского звания (ранее — 5-й ИАП). Летчик этого полка И.Каберов сбил на ЛаГГе СБ, захваченный финнами в качестве трофея. В ВВС Черноморского флота ЛаГГами был вооружен9-й ИАП. Широко известно изображение самолета летчика этого полка Юрия Шилова с восемью победными звездочками и львиной мордой на борту фюзеляжа. На ЛаГГах 9-й полк отлетал почти всю войну.

Вообще, в корне неверно достаточно широко распространенное мнение о ЛаГГ как о истребителе начального периода войны. Так в 1944 году в составе ВВС Красной Армии числилось 594 ЛаГГ-3. Конечно, ЛаГГи уже не использовались «на направлении главного удара», уступив место более совершенным Ла-5 и Ла-7, Як-9 и Як-3, В конце войны ЛаГГи воевали, главным образом, на Балтике и Карельском перешейке, где основным противником выступали финны, имевшие истребители далеко не самых последних моделей. Дальше всего на Запад продвинулись истребители ВВС Балтийского флота: ЛаГГи 3-го ГвИАП закончили войну в Курляндии. К маю 1945 года в строевых частях ЛаГГов практически не осталось. Даже на Дальнем Востоке часть полков, имевших на вооружении ЛаГГи, получила новую технику, в частности 300-й ИАП, в котором служил будущий реактивный ас Корейской войны Евгений Пепеляев, перевооружили с ЛаГГ-3 на Як-9.

ЛТХ:

Модификация: ЛаГГ-3 (66 серии)
Размах крыла, м: 9,80
Длина, м: 8,81
Высота, м: 4,40
Площадь крыла, м2: 17,62
Масса, кг
-пустого: 2480
-взлетная: 2990
Тип двигателя: 1 х ПД М-105ПФ
-мощность, л.с.: 1 х 1210
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 542
-на высоте: 591
Практическая дальность, км: 650
Макс. скороподъемность, м/мин: 893
Практический потолок, м: 9800
Экипаж: 1
Вооружение: 1 х 20-мм пушка и 1 х 12,7-мм пулемет БС; 6 РС-82 или РС-132 и 2 бомбы по 50 кг.

1.ЛаГГ-3 (66 серия) из эскадрилии Советская Грузия.

Истребитель ЛаГГ-3 (66 серия) из эскадрилии «Советская Грузия».

2.ЛаГГ-3 (66-я серия) АННОТАЦИЯ

Истребитель ЛаГГ-3 (66-я серия) эскадрильи «Советская Грузия» из 926-го ИАП. Весна 1943 года.

3.ЛаГГ-3 (66 серии)

Истребитель ЛаГГ-3 (66-я серия).

3а.ЛаГГ-3 (66 серии)

Истребитель ЛаГГ-3 (66-я серия).

4.ЛаГГ-3 (66 серии) выруливает на взлет. Зима 1944 г.

Истребитель ЛаГГ-3 (66-я серия) выруливает на взлет. Зима 1944 г.

4а...

Истребитель ЛаГГ-3 (66-я серия) заходит на посадку.

5.ЛаГГ-3 (66 серии) с подвешенными выливными приборами.

Истребитель ЛаГГ-3 (66 серии) с подвешенными выливными приборами.

6.ЛаГГ-3 (66 серия) ЧФ. Рисунок.

ЛаГГ-3 (66 серия) авиации ЧФ. Рисунок.

7.ЛаГГ-3 (66 серия) эск. Сов. Груз.

ЛаГГ-3 (66 серия) эскадрильи «Советская Грузия». Рисунок.

8.ЛаГГ-3 66-й серии. Схема.

ЛаГГ-3 66-й серии. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
В.Алексеенко, М.Никольский. Истребители Лавочкина в Великой Отечественной войне.
«Война в воздухе» № 68. ЛаГГ-3.
Сайт «Уголок неба». 2015 г. страница: «Лавочкин, Горбунов, Гудков ЛаГГ-3 (66 серии)».