Дальний истребитель сопровождения МиГ-5 (Т) (ДИС-200 (Т)).

Разработчик: ОКБ Микояна и Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1941 г.

7 октября 1940 года постоянная комиссия НКАП по рассмотрению эскизных проектов одобрила проект дальнего истребителя сопровождения ДИС-200 (МиГ-5 Т) с моторами АМ-37 и рекомендовала его постройку. 12 ноября был принят макет самолета с рекомендациями по внесению некоторых изменений в его конструкцию. После рассмотрения проекта и макета постройку истребителя ДИС-200 включили в план опытного самолетостроения на 1941 год, который 25 ноября 1940 года был утвержден Правительством. В соответствии с этим, приказом НКАП № 677 от 29 ноября 1940 года коллективу ОКО завода № 1 им. Авиахима была официально задана разработка и постройка дальнего истребителя сопровождения. Самолет предписывалось построить в трех экземплярах и предъявить их на госиспытания 1 августа, 1 сентября и 1 ноября 1941 года соответственно. ДИС-200 предназначался для выполнения следующих основных задач:
-сопровождение дальних бомбардировщиков;
-прорыв воздушной обороны противника;
-ведение патрульной службы в районах, отдаленных от своих баз, а также ведение разведки с боем в глубоком тылу противника;
-использование в качестве пикирующего бомбардировщика или торпедоносца.

Истребитель представлял собой одноместный низкоплан смешанной конструкции с разнесенным хвостовым оперением и убирающимся шасси. Самолет был разделен на несколько крупных агрегатов, что позволяло облегчить его сборку при массовом производстве.

Фюзеляж состоял из трех частей: носовая — дюралевая, средняя — деревянная типа монокок, хвостовая — ферма из стальных труб с дюралевой обшивкой. Крыло двухлонжеронное с металлическим центропланом (за исключением носка, у которого обшивка была выполнена из бакелитовой фанеры) и деревянными консолями. Предкрылки и щитки-закрылки типа «Шренк» дюралевые. Деревянное хвостовое оперение с управляемым стабилизатором крепилось к хвостовой частя фюзеляжа. Органы управления — элероны, рули направления и высоты — ели дюралевый каркас и полотняную обшивку. Шасси одностоечного типа с масляно-пневматической амортизацией. Основные опоры шасси имели колеса размером 1000×350 мм и убирались в мотогондолы, расположенные на центроплане. Хвостовое колесо — 470×210 мм.

Самолет должен был иметь довольно мощное вооружение: одну пушку МП-6 калибра 23 мм (боезапас 200 -300 патронов) на легкосъемном лафете в носовой части фюзеляжа, два 12,7 мм пулемета БС (по 300 — 600 патронов) и четыре 7,62 мм пулемета ШКАС (по 1000 — 1500 патронов) в центроплане. Первоначально планировалось установить пушку ВЯ-23, но макетная комиссия и ВВС рекомендовали заменить ее на МП-6. Вместо пушки в перегрузочном варианте на самолет могли быть подвешены бомбы массой до 1000 кг или одна торпеда с парашютом. Планировалась установка двух реактивных орудий РО-82 для защиты задней полусферы. В ходе постройки самолета была предусмотрена установка в центроплане двух пушек МП-6 с боезапасом по 120 патронов.

После окончания государственных испытаний заводу № 1 им. Авиахима предписывалось в соответствии с приказом НКАП № 521 от 2 октября 1940 года свернуть производство истребителей И-200 и перейти на производство ДИС-200. При этом выпуск И-200 планировалось перенести на завод № 21. Для проведения заводских испытаний истребителя ДИС-200 (МиГ-5) приказом НКАП № 230 от 11 марта 1941 года были назначены ведущий летчик-испытатель А.Н.Екатов и ведущий инженер А.Г.Врунов. Однако 13 марта Екатов погиб, поэтому приказом НКАП № 433 от 13 мая 1941 года летчиком-испытателем был утвержден А.И.Жуков.

Первый опытный экземпляр истребителя ДИС-200 впервые поднялся в воздух 11 июня 1941 года пилотируемый летчиком-испытателем А.И.Жуковым. Заводские летные испытания проводились в ЛИИ НКАП с 1 июля по 5 октября 1941 года. Из-за прекращения работ по пушке МП-6 ее предполагалось заменить на пушку ВЯ-23, что влекло существенную переделку центроплана, в связи с чем вооружение самолета на испытания не предъявлялось. Первоначально на самолете был установлен трехлопастный винт АВ-5Л-114 диаметром 3,1 м. Во время определения максимальных скоростей по высотам ДИС-200 достиг скорости 560 км/ч на высоте 7500 м, что на 104 км/ч было меньше расчетной. После установки четырехлопастного винта АВ-9Б Л-149 диаметром 3 м, прижатия к крылу выступающих частей выхлопных коллекторов, изменения формы всасывающего патрубка и переноса выхода туннеля маслорадиаторов под крыло максимальная скорость самолета возросла до 610 км/ч на высоте 6800 м. Время набора высоты 5000 м составило 5,5 мин.

Как уже отмечалось, серийное производство планировалось развернуть на заводе № 1 после проведения госиспытаний, однако, уже по результатам заводских испытаний из-за выявленных недостатков самолета, ЛИИ выдало отрицательное заключение о возможности его серийного производства, но испытания было рекомендовано продолжать с целью накопления материалов по доводке и улучшению самолетов подобного типа. Во время эвакуации самолет отправили вместе с ЛИИ в г. Казань. В 1942 году работы по истребителю ДИС-200 с двигателями АМ-37 были прекращены.

ЛТХ:

Модификация: ДИС-200(Т)
Размах крыла, м: 15,10
Длина, м: 10,87
Высота, м: 3,40
Площадь крыла, м2: 38,90
Масса, кг
-пустого самолета: 5446
-взлетная: 7605
-топлива: 1920
Тип двигателя: 2 х ПД АМ-37
Мощность, л.с.
-нормальная: 2 х 1240
-взлетная: 2 х 1400
Максимальная скорость, км/ч: 610
Практическая дальность, км: 2280
Скороподъемность, м/мин: 909
Практический потолок, м: 10900
Экипаж: 1
Вооружение: 1 х 23-мм пушка МП-6 (боезапас 200 -300 патронов) на легкосъемном лафете в носовой части фюзеляжа, 2 х 12,7 мм пулемета БС (по 300 — 600 патронов) и 4 х 7,62 мм пулемета ШКАС (по 1000 — 1500 патронов) в центроплане.

dis-2am-37

Дальний истребитель сопровождения МиГ-5 (Т) (ДИС-2АМ-37 (Т)).

dis-2am-37-t

Дальний истребитель сопровождения МиГ-5 (Т) (ДИС-2АМ-37 (Т)).

dis-2am-37-t

Дальний истребитель сопровождения МиГ-5 (Т) (ДИС-2АМ-37 (Т)).

МиГ-5 (Т) с двигателями АМ-37. Схема.

.

.

Список источников:
Крылья России. История и самолеты ОКБ «МиГ».
Авиация и Космонавтика. Евгений Арсеньев. Самолеты ОКБ им. А.И.Микояна.
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Юрий Гугля. Двухмоторные истребители 1930-1945.
Самолеты Мира. Тяжелые истребители Второй Мировой войны.
Авиационный форум Prop&Jet. Архивные фото.