Истребитель-перехватчик МиГ-17П (СП-2).
Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1951 г.
Согласно решению правительства, ОКБ-155, модернизируя МиГ-15бис под крыло со стреловидностью 45°, вело одновременно работы в двух направлениях: по фронтовому истребителю и перехватчику с РЛС «Коршун». Эта станция, разрабатываемая под руководством главного конструктора А.В.Слепушкина, представляла собой модификацию РЛС «Торий-А». Как и предшественник, «Коршун» не мог автоматически сопровождать цель и осуществлял поиск в декартовой системе координат (x-y-z).
Новый перехватчик получил в ОКБ-155 обозначение МиГ-17П (СП-2). Его проектирование велось параллельно с СИ, но постройка началась несколько позднее. По сравнению с фронтовым истребителем он имел следующие основные отличия:
-для установки РЛС «Коршун» изменили носовую часть фюзеляжа, в т.ч. разместили над воздухозаборником радиопрозрачный обтекатель антенны локатора; -в связи с увеличением потребления электроэнергии генераторы ГС-3000 заменили на ГСР-6000 и СГС-7,5/3;
-вместо трех пушек установили две НР-23 с боезапасом 90 снарядов на левую и 120 снарядов на правую;
-ФКП перенесли на правую сторону обечайки воздухозаборника;
-на замках Д4-50 могли устанавливаться 600-литровые ПТБ.
Заводские испытания СП-2 начались в марте 1951 года. Их проводил Седов, которому пришлось практически одновременно испытывать и фронтовой истребитель и перехватчик. Следует отметить, что РЛС на самолет установили только в конце октября, после чего выполнили несколько полетов для проверки работы ее агрегатов. 11 ноября заводские испытания закончились и машину передали в ГК НИИ ВВС. Там с 28 ноября по 29 декабря прошли ГИ, в ходе которых на СП-2 летали пилоты института и авиации ПВО: А.П.Супрун, Ю.А.Антипов, В.Г.Иванов, Е.И.Дзюба, Е.А.Савицкий и Р.Н.Середа.
В Акте Госиспытаний, в частности, говорилось:
«1. ЛТХ самолета СП-2 соответствуют Постановлению Совета Министров СССР…
3. Возможности боевого применения ограничиваются большой сложностью выполнения летчиком одноместного самолета слежения за индикатором PC «Коршун» (поиск, сближение и прицеливание). Летчику сложно точно определять дальность до самолета — цели. Невозможно быстро погасить скорость при сближении из-за малой эффективности воздушных тормозов. Наконец, «Коршун» имеет низкую надежность.
4. Руление и взлет с двумя подвесными баками по 600 л очень сложны, так как самолет становится очень инертным».
СП-2 получил отрицательное заключение комиссии ГК НИИ ВВС, к тому же одноантенная станция «Коршун» не была рекомендована военными для серийного производства. В итоге работы по перехватчику и РЛС прекратили. В дальнейшем СП-2 использовался в качестве летающей лаборатории. Так, на нем в 1952 году отрабатывали необратимый бустер БУ-1У.
ЛТХ:
Модификация: МиГ-17П (СП-2)
Размах крыла, м: 9,60
Длина самолета, м: 11,264
Высота самолета, м: 3,80
Площадь крыла, м2: 22,60
Масса, кг
-пустого самолета, кг: 3798
-нормальная взлетная: 5200
-максимальная взлетная: 5930
-топлива: 1173
Тип двигателя: 1 х ТРД ВК-1А
Максимальная тяга, кгс: 1 х 2700
Максимальная скорость, км/ч,
-у земли: 1060
-на высоте: 1114
Практическая дальность, км: 1295
Практический потолок, м: 15600
Макс. эксплуатационная перегрузка: 8
Экипаж, чел: 1
Вооружение: две пушки HP-23 (2х80 патронов).
На двух балочных бомбодержателях Д4-50, смонтированных в профиле крыла, могут подвешиваться бомбы калибра 50-100 кг или ПТБ емкостью 400 л.
Истребитель-перехватчик МиГ-17П (СП-2).
МиГ-17П (СП-2) на рулежке.
РЛС «Коршун» на МиГ-17П (СП-2).
.
.
Список источников:
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Сайт «Уголок неба». 2010 страница: «Микоян,Гуревич МиГ-17П (СП-2)».