Истребитель-перехватчик СМ-12ПМУ.
Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1958 г.
СМ-12ПМУ — истребитель-перехватчик с двигателями РЗМ-26, РЛС ЦД-30, аппаратурой наведения «Лазурь», ускорителем У-19М и ракетами К-5МС (РС-2УС). Постановлением Совета Министров от 16 апреля 1958 года и приказом ГКАТ от 24 апреля 1958 года предусматривалась постройка на заводе № 21 трех самолетов СМ-12П с системой вооружения К-51 в составе комплекса СМ-12-51 и предъявление комплекса на совместные испытания в сентябре 1958 года. 21 июля 1958 года второй самолет из состава комплекса перехвата СМ-12-51 — СМ-12ПМУ № 66210102 — перелетел на аэродром ОКБ-155 с завода № 21.
Самолет СМ-12ПМУ имел следующие отличия от МиГ-19С:
-вооружение состояло из двух ракет К-5МС, подвешенных на пусковых установках АПУ-4 под крылом;
-установлен оптический прицел ПКИ-1;
-в связи с установкой РЛС ЦД-30 был доработан входной диффузор с передними кромками малого радиуса закругления;
-доработан фюзеляж, в связи с установкой ускорителя У-19М и двигателей РЗ-26 (модификация двигателя РД-9Б);
-доработана воздушная система;
-установлены колеса основных стоек шасси КТ-61 и носовое — КТ-87.
Комбинированная силовая установка СМ-12ПМУ состояла из двух маршевых двигателей РЗМ-26 с тягой на форсаже по 3800 кг и одного ускорителя У-19Д с ЖРД РУ-013 с тягой 4000 кг. Ракетный ускоритель, размещался под фюзеляжем самолета по аналогии с изделиями СМ-50, СМ-51П и СМ-52П. Кроме ЖРД в контейнере размещались баки с самовоспламеняющимся топливом и окислителем.
Ракетное вооружение осталось практически прежним, но несколько изменились форма и место расположения пусковых устройств. Кроме того, на самолете смонтировали опытный образец аппаратуры наведения «Лазурь», обеспечивавшей прием и отображение на индикаторах пилотажно-навигационных приборов в кабине летчика команд управления, передаваемых с наземных пунктов наведения. На этом же самолете отрабатывался ответчик на дециметровых волнах СОД-57М и новый радиовысотомер РВ-У, предназначенный для определения истинной высоты полета над земной поверхностью до 800 м.
Опытный истребитель-перехватчик СМ-12ПМУ являлся частью комплекса перехвата воздушных целей СМ-12-51. Комплекс предназначался перехвата и поражения бомбардировщиков противника в простых и сложных метеорологических условиях. Он состоял из собственно самолета, СУВ с УР К-5М и наземной станции наведения «Воздух-1».
Переоборудование третьего самолета — СМ-12ПМУ № 66210103 — закончено в июле, а четвертого — СМ-12ПМУ № 66210104 — в августе 1958 года. Самолеты также были оборудованы ускорителями многоразового действия — самолет № 103 с ЖРД конструкции Севрука, а самолет № 104 с ЖРД конструкции Душкина. До середины сентября самолеты проходили заводские испытания на летной станции завода № 155. Летчик-испытатель М.М.Котельников.
В сентябре-октябре самолеты прошли заводские летно-огневые испытания на полигоне ГК НИИ ВВС. За этот период выполнено:
-на самолете СМ-12ПМУ № 103 — 7 полетов, в том числе 4 полета с пусками ракет К-5МС;
-на самолете СМ-12ПМУ № 104 — 6 полетов, в том числе 3 полета с пусками ракет К-5МС.
Кроме того, в сентябре на заводе № 21 был построен пятый самолет комплекса перехвата СМ-12-51 — СМ-12ПМУ № 66210105.
20 декабря 1958 года комплекс перехвата СМ-12-51 был предъявлен на совместные государственные испытания. В 1959 году проходили совместные госиспытания по перехвату имитированных и реальных целей, отрабатывались система наведения и РЛС ЦД-30, в том числе на вертикальном маневре. В процессе испытаний пуски производились как с выносных (штатных), так и с универсальных балок, установленных на месте ПТБ. На самолетах производились также пуски ракет, как с автоматическим отключением форсажа двигателей при сходе снаряда, так и без него. Целью испытаний было определение влияния схода двух ракет К-5МС при залповой стрельбе на работу двигателей РЗ-26, испытание системы вооружения К-51 в режиме закрепленного луча станции ЦД-30 и определение влияния схода ракет на динамику полета самолета. Воздухозаборник в процессе испытаний был оборудован тонкой острой кромкой.
На испытаниях машина достигла той же скорости, что и СМ-12ПМ — 1720 км/ч (М=1,69), а динамический потолок соответствовал СМ-50 (24000 м).
Неэффективность перехвата высотных целей из-за кратковременного пребывания истребителя на больших высотах, малая эффективность ракет РС-2У и отсутствие пушечного вооружения, точных систем наведения и предпочтение руководства страны отдаваемое зенитно-ракетным комплексам С-25 и С-75, а так же в связи с принятием на вооружение перехватчика Су-9 ОКБ П.О.Сухого привело к закрытию работ по теме.
ЛТХ:
Модификация: СМ-12ПМУ
Размах крыла, м: 9,00
Длина, м: 13,21
Высота, м: 3,89
Площадь крыла, м2: 25,00
-пустого самолета: —
-максимальная взлетная: 7654
-топлива: 1780
Тип двигателя: 2 х ТРД Р3-26
Тяга, кгс: 2 х 3800
Максимальная скорость, км/ч: 1926
Практическая дальность, км
-нормальная: 920
-с ПТБ: 1530
Скороподъемность, м/мин: 2500
Практический потолок, м: 17500
Макс. эксплуатационная перегрузка: 8
Экипаж, чел: 1
Вооружение: две УР «воздух-воздух» РС-2УС.
Опытный истребитель-перехватчик СМ-12ПМУ.
Опытный истребитель-перехватчик СМ-12ПМУ.
СМ-12ПМУ. Вид спереди.
СМ-12ПМУ. Рисунок.
СМ-12ПМУ. Схема.
.
.
Список источников:
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Николай Якубович. Истребитель МиГ-19.
Евргений Арсеньев. Истребитель СМ-12.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Микоян,Гуревич СМ-12ПМ».