Высотный истребитель-перехватчик И-222 (3А).

Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1944 г.

И-222 (3А) — высотный истребитель-перехватчик с гермокабиной, двигателем АМ-39Б и двумя турбокомпрессорами ТК-2Б разработки ЦИАМ. В целях обеспечения наилучших условий для летчика при выполнении боевых полетов на максимальной высоте, в соответствии с утвержденным НКАП планом работ на 1943 год ОКБ-155 была поручена разработка и постройка на базе самолета И-221 истребителя с герметической кабиной со сроком предъявления на испытания 15 марта 1944 года.

Истребитель, получивший обозначение И-222 и шифр «3А», закончили в производстве 23 апреля 1944 года. По конструкции самолет в целом повторял И-221, но имел герметическую кабину и улучшенный обзор задней полусферы. На машине был установлен опытный мотор АМ-39Б № 01. Кроме того, в системе охлаждения воздуха, поступающего в карбюратор двигателя, установили воздухо-воздушный радиатор взамен водо-воздушного, что позволило, несмотря на установку гермокабины, не допустить возрастания полетной массы самолета. Оболочку гермокабины сделали из алюминиевого сплава АМЦ. В ходе изготовления механическую систему герметизации фонаря заменили пневматической. Максимальная расчетная скорость должна была составить 689 км/ч на высоте 12500 м, а практический потолок 13000-14000 м. Вооружение включало две синхронные 20-мм пушки СШ-20 с боезапасом по 100 патронов.

28 апреля 1944 года истребитель И-222 передали на ЛЭС завода № 155, а 7 мая на нем выполнили первый вылет. Для проведения заводских испытаний самолета в соответствии с приказом НКАП № 372 от 1 июня 1944 года были утверждены ведущий инженер К.П.Ковалевский и летчик-испытатель А.П.Якимов. Первоначально на И-222 стоял трехлопастный винт серии АВ-5Л, который в дальнейшем заменили на четырехлопастный АВ-9Л-230. В ходе испытаний была выполнена продувка машины в натурной аэродинамической трубе ЦАГИ в период с 26 июля по 9 августа 1944 года. По результатам продувки произвели доработку самолета: установили новые предкрылки и увеличенный воздухо-воздушный радиатор. 1 сентября И-222 выполнил контрольный полет с внесенными улучшениями. Самолет пилотировал летчик-испытатель И.И.Шелест, так как А.П.Якимов находился в госпитале после аварии на И-225 № 01. С 4 сентября испытания самолета продолжил летчик-испытатель Г.М.Шиянов, в связи с тем, что 3 сентября И.И.Шелест потерпел аварию на другом самолете и тоже попал в госпиталь. В ходе заводских летных испытаний было выполнено 39 полетов. Однако заданной высоты И-222 не достиг по причине падения давления масла и бензина, а также неустойчивой работы винтомоторной группы. Истребитель уверенно набирал только высоту 12000 м. Граница высотности мотора АМ-39Б № 01 с двумя турбокомпрессорами ТК-2Б на режиме набора высоты на второй скорости ПНЦ составила 11300 м.

В соответствии с приказом НКАП № 615 от 19 октября 1944 года истребитель И-222 передали в ЛИИ для продолжения испытаний. Самолет в ЛИИ совершил три полета, после чего 26 января 1945 года с него сняли мотор вследствие выработки ресурса и отправили на завод № 300 для переборки. В июле его после переборки вновь установили на самолет. Однако было отмечено падение давление масла до высоты 6000 м, вследствие чего после пяти полетов мотор вновь пришлось снять и отправить на завод № 300, откуда он больше не возвращался, несмотря на указания НКАП о передаче мотора к 10 августа 1945 года. Ввиду отсутствия нового мотора работы по самолету были прекращены.

ЛТХ:

Модификация: И-222
Размах крыла, м: 13,00
Длина, м: 9,60
Высота, м: 3,26
Площадь крыла, м2: 22.44
Масса, кг
-пустого самолета: 3076
-взлетная: 3790
Тип двигателя: 1 х ПД АМ-39Б + ТК-2Б
-мощность, л.с.: 1 х 1900
Максимальная скорость, км/ч: 691
Практическая дальность, км: 1000
Скороподъемность, м/мин: 909
Практический потолок, м: 14500
Экипаж: 1
Вооружение: две синхронные 20-мм пушки СШ-20 с боезапасом по 100 снарядов.

Высотный истребитель-перехватчик И-222 (3A) с трехлопастным пропеллером АВ-5Л.

 

Высотный истребитель-перехватчик И-222 (3A) с трехлопастным пропеллером АВ-5Л.

Высотный истребитель-перехватчик И-222 (3A) с трехлопастным пропеллером АВ-5Л.

Высотный истребитель-перехватчик И-222 (3A) с четырехлопастным пропеллером АВ-9Л-230.

Высотный истребитель-перехватчик И-222 (3A) с четырехлопастным пропеллером АВ-9Л-230.

Высотный истребитель-перехватчик И-222 (3A) с четырехлопастным пропеллером АВ-9Л-230.

Высотный истребитель-перехватчик И-222 (3A) с четырехлопастным пропеллером АВ-9Л-230.

3.И-222. Рисунок.

И-222 (3А). Рисунок.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Крылья России. История и самолеты ОКБ «МиГ».
Приложение к журналу «М-Хобби» — «Крылья» № 02 от 2008 г. Михаил Маслов. Истребитель МиГ-3.
Журнал «Авиация и Космонавтика» № 05 за 2013 г. Андрей Ивицкий. Истребитель МиГ-3 — утраченные возможности.
Журнал «Авиаколлекция» № 01 за 2015 г. Н.В. Якубович. Истребитель МиГ-3.
К 60-летию ОКБ им. А.И.Микояна — Журнал «Авиация и Космонавтика». Евгений Арсеньев. Самолеты ОКБ им. А.И.Микояна.
РУСАВИА, 2003. А.Н.Медведь, Д.Б.Хазанов, М.А.Маслов. Истребитель МиГ-3.
Авиационный форум Prop&Jet. Архивные фото.