Высотный истребитель-перехватчик И-224 (4А).
Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1944 г.
И-224 (4А) — высотный истребитель-перехватчик с гермокабиной, двигателем АМ-39ФБ и турбокомпрессором ТК-300Б разработки ОКБ-300. Кроме истребителя И-222 был построен второй экземпляр самолета с герметической кабиной, который получил название И-224 и шифр «4А». В отличие от И-222 на истребителе И-224 был установлен опытный форсированный двигатель АМ-39ФБ № 02 и один турбокомпрессор ТК-300Б на правом выхлопном коллекторе, а также четырехлопастный винт АВ-9Л-26Б диаметром 3,5 м и с шириной лопасти 400 мм. Вооружение состояло из одной синхронной 20-мм пушки Б-20 с боезапасом 100 снарядов. В перегрузку предусматривали установку второй пушки Б-20 с таким же боезапасом.
Самолет был выпущен из производства 4 августа 1944 года. Для проведения заводских испытаний в соответствии с приказом НКАП № 562 от 15 сентября 1944 года были назначены ведущий инженер К.П.Ковалевский и летчик-испытатель Г.М.Шиянов. Первый вылет И-224 состоялся 16 сентября 1944 года. Во время заводских испытаний было выполнено всего 5 полетов, так как 28 сентября самолет потерпел аварию при вынужденной посадке из-за отказа двигателя. Ремонт продлился до 23 декабри из-за несвоевременной поставки нового мотора. Между тем в соответствии с приказом НКАП № 615 от 19 октября 1944 года самолет предписывалось передать в ЛИИ.
28 декабря 1944 года истребитель И-224 после завершения ремонта перегнали в ЛИИ для продолжения испытаний. В феврале 1945 года был заменен мотор из-за появления металлической стружки в маслофильтре. В июле на самолете достигли высоты 13700 м. При этом летчик не отметил, каких-либо недостатков в работе его агрегатов и гермокабины. Однако после замены ТК-300Б на новый, улучшенный по высотности, появилась тряска мотора на номинальном и среднем режимах работы. Причиной этого стал помпаж турбокомпрессора. В связи с этим в ноябре ТК-300Б заменили на прежний, с которым И-224 поднимался на 13700 м.
Испытания завершили 26 октября 1945 года. На самолете полностью была отработана герметическая кабина и достигнут практический потолок 14100 м, что на 100 м превысило задание ГКО. Граница высотности мотора на второй скорости ПНЦ в режиме набора высоты составила 11600 м.
В январе 1946 года на самолете закончили ремонт после эксплуатации в ЛИИ и подготовили его для передачи на госиспытания в ГК НИИ ВВС. Также по требованию завода № 300 с целью устранения помпажа турбокомпрессора была произведена доработка всасывающего патрубка от воздухо-воздушного радиатора к карбюраторам. На нем установили управляемую заслонку для перепуска воздуха в атмосферу при появлении в полете помпажа ТК. Однако вскоре на заводе № 300 приняли решение заменить мотор АМ-39ФБ на мотор АМ-44 с непосредственным впрыском. Новый мотор был получен 31 июля, но из-за его недоведенности предъявить И-224 на госиспытания так и не удалось. Постановлением Совета Министров № 2548-1065 от 30 ноября 1946 года работы по самолетам И-222 и И-224 были прекращены.
ЛТХ:
Модификация: И-224
Размах крыла, м: 13,00
Длина, м: 9,60
Высота, м: 3,66
Площадь крыла, м2: 22,44
Масса, кг
-пустого самолета: 3105
-взлетная: 3780
-топлива: 355 (в крыльевых баках в перегрузку еще 127 кг)
Тип двигателя: 1 х ПД АМ-39ФБ + ТК-300Б
-мощность, л.с.: 1 х 1800
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 574
-на высоте: 693
Практическая дальность, км: 1400
Скороподъемность, м/мин: 1250
Практический потолок, м: 14100
Экипаж: 1
Вооружение: две синхронные 20-мм пушки Б-20 с боезапасом 100 снарядов.
Высотный истребитель-перехватчик И-224 (4А) с двигателем АМ-39ФБ и турбокомпрессором ТК-300Б разработки ОКБ-300.
Высотный истребитель-перехватчик И-224 (4А).
Высотный истребитель-перехватчик И-224 (4А).
Высотный истребитель-перехватчик И-224 (4А).
И-224 (4А). Схема.
И-224 (4А). Схема.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Крылья России. История и самолеты ОКБ «МиГ».
Приложение к журналу «М-Хобби» — «Крылья» № 02 от 2008 г. Михаил Маслов. Истребитель МиГ-3.
Журнал «Авиация и Космонавтика» № 05 за 2013 г. Андрей Ивицкий. Истребитель МиГ-3 — утраченные возможности.
Журнал «Авиаколлекция» № 01 за 2015 г. Н.В. Якубович. Истребитель МиГ-3.
К 60-летию ОКБ им. А.И.Микояна — Журнал «Авиация и Космонавтика». Евгений Арсеньев. Самолеты ОКБ им. А.И.Микояна.
РУСАВИА, 2003. А.Н.Медведь, Д.Б.Хазанов, М.А.Маслов. Истребитель МиГ-3.
Авиационный форум Prop&Jet. Архивные фото.