Истребитель-перехватчик Як-30 (первый).

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1948 г.0.як-30-1

Продолжая поиск наиболее эффективной схемы и конструкции легкого маневренного фронтового истребителя, коллектив ОКБ, возглавляемого А.С.Яковлевым, в 1948 году передал на испытания самолет Як-30 (первый с этим названием). По сравнению с предшествовавшим ему истребителем Як-25 (первый) на новой машине конструкторы впервые в своей практике применили стреловидное крыло с углом 35° по линии четверти хорд. Двухлонжеронное крыло площадью 15,1 м2 имело щелевой закрылок, отклонявшийся на 20° при взлете и 50° на посадке. Для устранения перетекания пограничного слоя к концу крыла на его верхней поверхности устанавливались гребни — аэродинамические перегородки. Основное вооружение — три пушки HP-23 с боекомплектом по 75 снарядов на каждую — размещалось в носовой части фюзеляжа под кабиной пилота. Взлетный вес истребителя с нормальным запасом топлива в 830 литров в основных баках — 3330 кг. С двумя подвесными топливными баками общей вместимостью 360 л взлетный вес достигал 3650 кг.

Испытания Як-30, начатые в сентябре 1948 году, прошли нормально. Впервые примененное стреловидное крыло вело себя вполне «прилично». При его доводке, выполненной в короткий срок, работники ОКБ широко использовали опыт, накопленный коллективами, возглавляемыми С.А.Лавочкиным и А.И.Микояном, которые несколько раньше применили аналогичные по аэродинамической компоновке стреловидные крылья на истребителях Ла-15 и МиГ-15. Выполнявший заводские испытания летчик С.Н.Анохин хорошо отозвался о Як-30. Истребитель оказался достаточно прост в пилотировании, на нем можно было выполнять фигуры прямого и обратного высшего пилотажа с переменой знака перегрузок. Применение стреловидного крыла позволило в ходе испытаний, что называется, «в чистом виде» выявить его влияние на летные характеристики машины.
У земли Як-30 показал максимальную скорость 930 км/ч — на 20 км/ч меньше, чем прямокрылый Як-25. Зато с увеличением высоты полета убедительно проявились преимущества крыла стреловидной формы. На высоте 5500 м самолет достиг скорости 1010 км/ч — на 45 км/ч больше, чем развивал его предшественник, а на 10 тыс. м летал со скоростью 970 км/ч — на 60 км/ч быстрее Як-25. Лучшей у Як-30 была и скороподъемность, высоту 5 тыс. м он набирал за 2,2 минуты.
Стреловидность крыла практически не повлияла на потолок, дальность и продолжительность полета истребителя. Однако время виража и посадочная скорость при стреловидном крыле несколько возросли, соответственно увеличилась и длина пробега.

Испытания показали, что новый истребитель со стреловидным крылом во многом превосходит прямокрылого предшественника. В начале 1949 года в ОКБ был построен улучшенный вариант истребителя — Як-30Д с усовершенствованной корневой частью крыла, в конструкцию которого был введен и так называемый «внутренний подкос», установлены воздушные тормоза. Щелевой закрылок заменили на выдвижной, увеличили запас топлива и боекомплект. По-иному на Як-30Д скомпоновали силовую установку, внесли изменения в кислородное и радиооборудование. В результате нововведений взлетный вес истребителя увеличился с нормальной заправкой топливом до 3440 кг; с подвесными баками — до 4015 кг. Максимальная скорость Як-30Д у земли достигла 1025 км/ч, а дальность полета — 1950 км.
Однако к 1949 году характеристики даже улучшенного Як-30 уже не отвечали возрастающим требованиям к легким фронтовым истребителям. Поэтому Як-30 и Як-30Д остались лишь в опытных экземплярах.

ЛТХ:

Модификация: Як-30
Размах крыла, м: 8,65
Длина, м: 8,86
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 15,10
Масса, кг
-пустого самолета: 2415
-максимальная взлетная: 3630
Тип двигателя: 1 х ТРД РД-500
Тяга, кгс: 1 х 1590
Максимальная скорость, км/ч: 1025
Практическая дальность, км
-с ПТБ: 1000
-без ПТБ: 1500
Максимальная скороподъемность, м/мин: 2460
Практический потолок, м: 15000
Экипаж: 1
Вооружение: 3 х 23-мм пушки HP-23 (боезапас по 75 снарядов).

1.Истребитель-перехватчик Як-30 (первый)

Истребитель-перехватчик Як-30 (первый).

2.Як-30.

Истребитель-перехватчик Як-30 (первый).

3.Як-30.

Истребитель-перехватчик Як-30 (первый).

4.Як-30

Истребитель-перехватчик Як-30 (первый).

5.Як-30Д

Истребитель-перехватчик Як-30Д.

6.Як-30Д.

Истребитель-перехватчик Як-30Д.

Як-30Д. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Крылья Родины. Владимир Петров. Як-30.
Роман Астахов. Русская Сила. Истребитель-перехватчик Як-30.