Истребитель Як-3У.

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1945 г.yak-3u

Як-3У со звездообразным двигателем воздушного охлаждения АШ-82ФH А.Д.Швецова и винтом ВИШ-105В4 диаметром 3,1 м представлял собой одноместный фронтовой истребитель и являлся модификацией серийного самолета Як-3 ВК-105ПФ2.

Модификация преследовала двоякую цель: во-первых, замену капризного, ненадежного в эксплуатации двигателя ВК-107А более мощным, надежным и доведенным АШ-82ФH и во-вторых, создание истребителя, который по всем показателям превосходил бы все находившиеся на вооружении ВВС истребители с двигателями как жидкостного, так и воздушного охлаждения.

Для достижения этой цели помимо установки наиболее мощного из имевшихся двигателей (взлетная мощность 1850 л.с.) предусматривалось максимально возможное облегчение конструкции и улучшение аэродинамики самолета.

Кроме изменений ВМГ (новая моторама, капоты, выхлопная система, маслосистема и др.) на самолете осуществлены следующие основные мероприятия:
-размах крыла увеличен с 9,2 до 9,4 м за счет удлинения стыковочных узлов лонжеронов (площадь крыла увеличилась на 0,5 м2);
-крыло по отношению к фюзеляжу смещено вперед на 219 мм для увеличения противокапотажного угла;
-установлены мягкие бензобаки взамен металлических;
-емкость бензобаков увеличена на 110 л;
-изменены обводы средней части фюзеляжа;
-для улучшения обзора вперед кабина пилота поднята вверх на 84 мм;
-фанерная обшивка и опалубка фюзеляжа, полотняная обшивка элеронов, деревянные стабилизатор и киль, а также стальные тяги руля высоты заменены дюралевыми;
-для обеспечения легкости хода ручного управления последнее смонтировано целиком на шариковых подшипниках;
-для предотвращения отсоса посадочных щитков и щитков шасси, а также самопроизвольного выпадания хвостового колеса в полете все они снабжены дополнительными замками, удерживающими их в убранном положении.

Вооружение состояло из двух синхронных пушек Б-20С с боезапасом по 120 снарядов. Спецоборудование было аналогично оборудованию серийного Як-3 ВК-105ПФ2.

В результате по сравнению с Як-3 ВК-105ПФ2 полетная масса увеличилась на 113 кг и составляла по расчету 2792 кг; масса пустого — 2273 кг, полезная нагрузка 519 кг (пилот — 90 кг, бензин — 340 кг, масло — 35 кг, боезапас — 54 кг).

Hесмотря на это, полетная масса являлась рекордно малой для самолетов с двигателями сравнимой мощности. Hапример, она была меньше соответственно на 192 и 473 кг, чем у опыт- ного Як-3 ВК-107А смешанной конструкции и Ла-7 АШ-82ФH. Установка на Як-3 двигателя АШ-82ФH при одновременном уменьшении полетной массы и улучшении аэродинамики должна была существенно улучшить его летные характеристики. По расчету скорость по сравнению с серийным Як-3 ВК-105ПФ2 на расчетной высоте возрастала на 65 км/ч до 705 км/ч (на высоте 6100 м), а время набора высоты 5000 м уменьшалось на 0,55 мин до 4,0 мин. Однако смещение крыла вперед, положительно сказавшееся на устойчивости и управляемости в полете, привело к недопустимому уменьшению противокапотажного угла: до 21°20″ — при задней центровке и до 18° — при передней центровке, что делало самолет опасным на рулежке и посадке.

Як-3У построен ОКБ А.С.Яковлева по постановлению ГКО в одном экземпляре с 20 января по 23 апреля 1945 года (постройка начата в Hовосибирске и закончена в Москве), проходил заводские испытания с 29 апреля по 9 июня 1945 года на Центральном аэродроме Москвы. Первый вылет состоялся 12 мая 1945 года. Было произведено 19 полетов общей продолжительностью 8 ч. 40 мин. Ведущий летчик-испытатель П.Я.Федрови, ведущий конструктор В.В.Барсуков, ведущий инженер по испытаниям А.М.Дружинин и механик А.М.Гусев.

Были получены скорость 682 км/ч на высоте 6000 м и время набора высоты 5000 м — 3,9 мин.

После завершения заводских испытаний самолет был 15 июня 1945 г. возвращен в ОКБ для доработки, в процессе которой было:
-установлено металлическое крыло взамен деревянного;
-увеличена эффективность триммера руля высоты;
-увеличен противокапотажный угол до 25° за счет увеличения выноса шасси на 80 мм и увеличения угла установки щкворней;
-произведена герметизация капота двигателя и выполнены некоторые другие работы.
Полетная масса благодаря металлическому крылу должна была снизиться с 2792 до 2740 кг.

Доработку закончили 25 сентября 1945 года. Самолет получился в общем удачным. Однако к концу войны он был уже не нужен, поэтому испытаний не проходил и все работы на нем были прекращены.

Самолет одиннадцать месяцев простоял в цеху, а затем был передан летно-испытательной станции ОКБ «на хранение», где впоследствии был списан.

Hа основе Як-3У была создана машина иного назначения — тренировочный самолет Як-У («учебный истребитель») с двигателем воздушного охлаждения АШ-21, в серии получивший наименование Як-11.

ЛТХ:

Модификация: Як-3У
Размах крыла, м: 9,40
Длина, м: 8,17
Высота, м: 2,42
Площадь крыла, м2: 17,15
Масса, кг
-пустого самолета: 2273
-нормальная взлетная: 2792
Тип двигателя: 1 х ПД АШ-82ФН
-мощность, л.с.: 1 х 1850
Максимальная скорость, км/ч: 705
Практическая дальность, км: 778
Скороподъемность, м/мин: 1282
Практический потолок, м: 11250
Экипаж: 1
Вооружение: две синхронные пушки Б-20С с боезапасом по 120 снарядов.

1.Як-3У

Истребитель Як-3У.

2.Як-3У

Истребитель Як-3У.

3.Як-3У

Истребитель Як-3У.

4.Як-3У. Рисунок.

Як-3У. Рисунок.

5.Як-3У. Схема.

Як-3У. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
А.Т.Степанец. Истребители ЯК периода Великой Отечественной войны.
Константин Косминков. Истребитель Як-3 — мечта пилота.
Самолеты мира. Вячеслав Кондратьев. Предвестник победы.