Истребитель Як-7-37.

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1942 г.0.Як-7-37

Як-7-37 являлся модификацией серийного самолета Як-7Б с двигателем М-105ПА и отличался от него более мощным пушечным вооружением. Вооружение: мотор-пушка МПШ-37 Б.Г.Шпитального калибра 37 мм, два синхронных пулемета УБС калибра 12,7 мм и в перегрузку — шесть РС-82. Изменения в фюзеляже самолета обеспечивали установку любой из следующих пушек: МПШ-37, ВЯ-23, ШВАК (при двух последних боезапас увеличивался) в сочетании с двумя пулеметами УБС или ШКАС.

Перезарядка пушки и пулеметов — пневматическая; спуск пушки — электрический, пулеметов — электропневматический. Боезапасы пушки — 20 снарядов, пулеметов — 450 патронов (для левого пулемета — 260, для правого — 190). Осколочно-зажигательные, бронебойно-зажигательно-трассирующие снаряды с начальной скоростью 860-900 м/с позволяли вести эффективную стрельбу из пушки не только по воздушным, но и по наземным целям (бронемашинам, танкам), и кораблям малого тоннажа. Взрыватели снарядов имели механизмы дальнего взведения.

По мощности огня Як-7-37 значительно превосходил все известные истребители, участвовавшие в боевых действиях в 1942 году. Секундная масса залпа составляла 4,15 кг/с и была больше, чем у Як-1 и Як-7А в 2,4 раза, Як-7Б — в 1,53 раза, К-37 — в 1,15 раза, ЛаГГ-3 последних серий — в 2,07 раза, Кертисс P-40 «Киттихаук» — в 2,55 раза, Me-109F с пулеметом MG-151 — в 4,4 раза и с пушкой MG-FF — в 1,46 раза.

В связи с установкой нового вооружения в конструкцию Як-7 были внесены следующие основные изменения: для размещения казенной части пушки и сохранения центровки самолета в допустимых пределах кабина летчика смещена назад на 400 мм, задняя кабина ликвидирована, крыло с трапециевидными законцовками оборудовано автоматическими предкрылками, установлено хвостовое колесо увеличенного размера (300х125 вместо 255х110 мм), для улучшения взлетных свойств самолета осуществлено управление форсажем двигателя за счет большего открытия заслонки на входе в нагнетатель, установлены антенна, приемная радиостанция, верхние щитки шасси, фара, система НГ от выхлопа отработанных газов двигателя и др. Смещение кабины назад на 400 мм не привело к существенному ухудшению обзора вперед, но улучшило обзор назад. Установка предкрылков заметно улучшила устойчивость самолета и уменьшила опасность срыва в штопор на малых скоростях и критических углах атаки.

Полетная масса возросла с 3042 кг у Як-7Б до 3235 кг, нагрузка на крыло — со 177 до 190 кг/м2, удельная нагрузка на мощность — до 3,08 кг/л.с., усилие на хвостовом колесе до 351 кг.

В связи с этим летно-тактические характеристики по сравнению с Як-7Б ухудшились. Максимальная скорость во всем диапазоне высот уменьшилась примерно на 15 км/ч; время набора высоты 5000 м увеличилось на 0,65 мин, длина разбега и пробега — на 100 м, время выполнения виража на высоте 1000 м — на 2 с; набор высоты за боевой разворот с высоты 1000 м уменьшился на 100 м.

Постройка Як-7-37 закончена 10 апреля 1942 года. Самолет проходил совместные заводские и государственные испытания на заводе № 153 с 15 апреля по 10 мая 1942 года.

Программа испытаний выполнена не полностью — не определены в намеченном объеме летные характеристики (в частности взлетно-посадочные свойства самолета), не полностью отстреляны пулеметы в воздухе, совершенно не отстреляна пушка. Невыполнение программы произошло вследствие неисправности пушки МПШ-37 (кольцевая трещина на стволе), вынужденной посадки вне аэродрома и аварии самолета из-за прострела лопастей винта пулями синхронных пулеметов УБС.

Як-7-37 как представлявший для ВВС определенный интерес был выпущен небольшой серией в августе 1942 года — 22 самолета без предкрылков, проходил войсковые испытания на Северном фронте в 42 иап 240 иад и хорошо проявил себя в воздушных боях.

На Як-7-37 было проведено 12 групповых боев при примерно равном соотношении сил. Сбито 10 самолетов противника, из них: Me-109 — 8, FW-190 — 1, He-129 — 1; подбито 2 Ме-109. Свои потери: сбито 4 самолета, подбито — 3.

Пушка МПШ-37 зарекомендовала себя как безотказное и грозное оружие. Попадание снаряда в бензобаки сопровождалось взрывом, в крыло — появлением пробоины площадью свыше 1,0 м2. Попадания одного снаряда практически было достаточно для уничтожения самолета противника. Бронебойный снаряд с расстояния 200 м пробивал 50-мм броню.

Отдача при стрельбе переносилась летчиком и самолетом в общем безболезненно. Однако на первых порах отмечались случаи течи масла из заднего уплотнения редукторного вала после 200…300 выстрелов. Дефект со временем был устранен путем разжатия кожаных манжет уплотнения, а также установкой (по типу самолета ЛаГГ-3) конусной втулки со спиральным канавками.

ЛТХ:

Модификация: Як-7-37
Размах крыла, м: 10,00
Длина, м: 8,50
Высота, м: 2,75
Площадь крыла, м2: 17,15
Масса, кг
-пустого самолета: 2697
-нормальная взлетная: 3235
Тип двигателя: 1 х ПД М-105ПА
-мощность, л.с.: 1 х 1050
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 485
-на высоте: 564
Практическая дальность, км: 550
Скороподъемность, м/мин: 694
Практический потолок, м: 8250
Экипаж: 1
Вооружение: 1 х 37-мм мотор-пушка МПШ-37, два синхронных 12,7-мм пулемета УБС и в перегрузку — шесть РС-82.

Истребитель Як-7-37 с 37-мм пушкой Шпитального Ш-37.

2...

Истребитель Як-7-37 с 37-мм пушкой Шпитального Ш-37.

3.Як-7-37. Рисунок.

Як-7-37. Рисунок.

4.Як-7-37. Схема.

Як-7-37. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
А.Т.Степанец. Истребители Як периода Великой Отечественной войны.
Крылья Родины. Вячеслав Кондратьев. Як-7. Три эскиза.
Авиация и Время. Константин Косминков. Многоликий Як-7.