Истребитель Як-7П.

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1943 г.

Як-7П (пушечный) являлся модификацией серийного самолета Як-7Б № 46-13 завода № 153 выпуска июня 1943 года. Этот самолет некоторое время находился в эксплуатации и после аварии был восстановлен в 281-й САМ (самолетной авиаремонтной мастерской) 1 ВА. На него установили прошедший восстановительный ремонт двигатель М-105ПФ, крыло с другого самолета, выполнили большой объем других работ. Одновременно с ремонтом по заданию главного инженера 1 ВА П.А.Невинного вместо двух пулеметов УБС установили две синхронные пушки ШВАК. Установки синхронных пушек были собраны из деталей и агрегатов других самолетов: передние узлы крепления — с Ла-5, задние узлы — с «Харрикейна» и т.д.

По указанию главного инженера ВВС генерал-полковника А.К.Репина 4 ноября 1943 года самолет был направлен в НИИ ВВС для испытаний вооружения. Требовалось проверить возможность и допустимость установки на Як-7Б трех пушек ШВАК и выявить влияние этого вооружения на летно-пилотажные качества самолета. Летные характеристики самолета не определялись, поскольку самолет и двигатель прошли восстановительный ремонт.

Испытание проводила бригада НИИ ВВС в составе: летчик-испытатель лейтенант В.А.Модестов, ведущий инженер по самолету В.П.Белодеденко, ведущий инженер по вооружению А.Г.Аронов. В облете самолета приняли участие летчики-испытатели НИИ ВВС В.И.Хомяков, Ю.А.Антипов и др.

Испытания вооружения проводились с 4 ноября по 13 декабря 1943 года. Всего выполнено 13 полетов общей продолжительностью 4 ч. 15 мин. Выявлено следующее:
-замена трехкулачковых шайб однокулачковыми увеличила скорострельность синхронных пушек на 150-175 выстрелов в минуту;
-установка нового пушечного вооружения не ухудшила летно-пилотажных качеств самолета;
-отвод звеньев мотор-пушки и звеньев синхронных пушек в зализы крыла выполнен неудачно — звенья и гильзы при стрельбе в воздухе попадали в стабилизатор, повреждая его переднюю кромку;
-отсутствие предохранителей синхронных пушек исключало возможность быстрого и надежного прекращения самопроизвольной стрельбы и было чревато опасностью прострела лопастей винта (при испытаниях имели место два подобных случая).

В заключении по испытаниям отмечалось, что усиление вооружения Як-7Б за счет замены двух синхронных пулеметов двумя синхронными пушками ШВАК заслуживает внимания, так как трехпушечная схема вооружения, не ухудшая летно-пилотажных качеств самолета, существенно повысила его боевые свойства. Ставился вопрос о необходимости установки на Як-7 кроме мотор-пушки ШВАК двух синхронных пушек Б-20 и предъявлении его на госиспытания.

Як-7Б с тремя пушками ШВАК был показан главному конструктору А.С.Яковлеву, после чего возвращен в 1 ВА для использования (после устранения дефектов) в боевых условиях. Трехпушечный Як-7Б серийно не строился. Данная схема вооружения была реализована в серии на Як-9УТ в 1944 году и на Як-3П в 1945 году.

ЛТХ:

Модификация: Як-7П
Размах крыла, м: 10,00
Длина, м: 8,50
Высота, м: 2,75
Площадь крыла, м2: 17,15
Масса, кг
-пустого самолета: 2780
-нормальная взлетная: 3034
Тип двигателя: 1 х ПД М-105ПФ
-мощность, л.с.: 1 х 1180
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 487
-на высоте: 560
Практическая дальность, км: 650
Скороподъемность, м/мин: 680
Практический потолок, м: 9000
Экипаж: 1
Вооружение: 1 х 20-мм мотор-пушка ШВАК с боезапасом 120 снарядов, две синхронные 20-мм пушки ШВАК.

Опытный истребитель Як-7П.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
А.Т.Степанец. Истребители Як периода Великой Отечественной войны.
«Война в воздухе» № 31-34. Истребители Як-1,-3,-7,-9 во Второй Мировой войне.
Авиация и Время. Константин Косминков. Многоликий Як-7.
Крылья Родины. Вячеслав Кондратьев. Як-7. Три эскиза.