Истребитель Як-9У ВК-105ПФ2.
Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1943 г.
Як-9УВК-105ПФ2 с винтом ВИШ-105В-01 — это последняя и наиболее совершенная во всех отношениях, кроме вооружения, модификация Як-9 с двигателем М-105. Самолет был создан на базе Як-9Т с двигателем ВК-105ПФ и отличался от него улучшенной аэродинамикой, уменьшенной массой конструкции, увеличенной мощностью двигателя, а также улучшенными условиями работы летчика и повышенной надежностью самолета в эксплуатации, что было ранее осуществлено и хорошо себя зарекомендовало на Як-3 с мотором ВК-105ПФ2. Внешне Як-9У отличался от Як-3 лишь более низким и имевшим неразрезные щитки шасси.
От серийного Як-9Т самолет Як-9У имел следующие основные отличия. В крыле:
-изменена центральная часть в связи с установкой в крыле маслорадиатора по типу Як-3;
-снята весовая компенсация с элеронов;
-установлены полотняные перегородки, закрывающие щели между крылом и элеронами;
-установлены замки на крыльевые щитки шасси (ранее замки были на посадочных щитках);
-произведена полировка передней кромки крыла.
В фюзеляже:
-полотняная обшивка заменена на фанерную толщиной 2 мм;
-улучшена герметизация (установлены две перегородки);
-управление стопором хвостового колеса вместо педалей ножного управления связано с ручкой управления самолетом.
В бронировании:
-срезана сверху бронеспинка, установлены переднее и заднее бронестекла, подлокотник, надголовник;
-бронирование обеспечивало защиту летчика от пуль калибра 7,92 мм под углами: в вертикальной плоскости +30°, -15°, в горизонтальной плоскости +/-20°.
В винтомоторной группе:
-мощность двигателя увеличена до 1180 л.с. за счет повышения давления наддува с 1050 до 1100 мм. рт.ст.;
-установлен винт ВИШ-105СВ-01 с профилированными комлями;
-бензобаки защищены протектором облегченного типа (толщина протектора снизу — 7 мм, сверху — 1 мм), расходный бачок защищен проектором толщиной 13,7 мм;
-запас горючего уменьшен с 480 до 320 кг и масла — с 40 до 25 кг;
-установлены новые водо- и маслорадиаторы с большей охлаждающей поверхностью;
-установлены новые туннели водо- и маслорадиаторов в соответствии с рекомендациями ЦАГИ;
-управление заслонкой водорадиатора осуществлено с помощью автомата регулирования температуры воды АРТ-41;
-изменена конструкция всасывающего патрубка; установлены индивидуальные выхлопные патрубки двигателя.
В вооружении:
-вместо мотор-пушки HС-37 калибра 37 мм с боезапасом 30 снарядов и одного пулемета УБС калибра 12,7 мм с боезапасом 200 патронов установлены мотор-пушка ВЯ-23 калибра 23 мм с боезапасом 60 снарядов и два пулемета УБС с боезапасом по 170 патронов;
-была предусмотрена возможность замены мотор-пушки ВЯ-23 на ШВАК, Б-20 и HС-37, причем в последнем случае снимался правый пулемет УБС.
Высокая начальная скорость снаряда пушки ВЯ-23 в сочетании с его мощным разрушающим действием позволяли успешно вести борьбу не только с воздушными, но и наземными целями. Попадание снаряда в бензобак сопровождалось взрывом, в крыло — появлением пробоины размером около 0,75 м2. С расстояния 400 м снаряды пушки ВЯ-23 пробивали броню толщиной до 25 мм. В оборудовании — управление радиостанцией осуществлено с помощью кнопок, установленных на секторе газа, увеличена емкость кислородного баллона с 2 до 4 л; объем и размещение оборудования в кабине максимально приближены к объему и размещению в стандартной кабине истребителя. Полетная масса Як-9У по сравнению с Як-9Т снижена и составляла 2900 кг для эталона 1944 года.
Як-9У был построен ОКБ А.С.Яковлева в одном экземпляре в ноябре 1943 года как эталон Як-9 на 1944 год. Он проходил заводские испытания в декабре 1943 года, поступил на госиспытания в HИИ ВВС 2 января 1944 года, проходил доводку вооружения со 2 по 25 января 1944 года, летные испытания с 17 января по 11 марта 1944 года (летчик В.И.Хомяков, ведущий инженер М.А.Пронин).
Во время испытаний отмечалось, что по технике пилотирования Як-9У не отличается от серийных самолетов Як-9, рулить удобно, в полете самолет устойчив и легок в управлении на всех скоростях; пилотаж выполнять приятно и неутомительно, улучшение аэродинамики и повышение мощности двигателя заметно увеличили скорость, улучшили скороподъемность и маневренность, автоматическое управление стопором хвостового колеса и створками водорадиатора значительно облегчает работу летчика; схема вооружения — наиболее приемлемая для самолетов Як.
По своим летно-тактическим характеристикам Як-9У ВК-105ПФ2 превосходил все ранее выпускавшиеся серийные самолеты Як-1, Як-7 и Як-9 с ВК-105ПФ. Так, по сравнению с Як-9Т максимальная скорость во всем диапазоне высот была больше на 23-26 км/ч, время набора высоты 5000 м — меньше на 0,7 мин, набор высоты за боевой разворот — больше на 90 м. Максимальная дальность полета Як-9У на высоте 1000 м при наивыгоднейшем режиме составляла 850 км, что являлось отступлением от установленной ГКО 26 октября 1943 года дальности 1400 км для серийно выпускаемых самолетов Як-9.
В акте по госиспытаниям было рекомендовано внедрить в серийное производство все изменения, связанные с облегчением самолета и улучшением его аэродинамики (перечислены выше), установку фонаря кабины с прямыми боковыми и передним стеклами, управление стопором хвостового колеса и другие более мелкие изменения.
Серийно Як-9У ВК-105ПФ2 с указанным выше вооружением не строился ввиду того, что пушка ВЯ-23 по массе и скорострельности не вполне удовлетворяла требованиям ВВС и поскольку наиболее распространенный в то время вариант вооружения (одна мотор-пушка ШВАК и один синхронный пулемет УБС) позволял более легко обеспечить заданную тактико-техническими требованиями дальность полета 1400 км.
ЛТХ:
Модификация: Як-9У ВК-105ПФ2
Размах крыла, м: 9,74
Длина, м: 8,50
Высота, м: 3,00
Площадь крыла, м2: 17,15
Масса, кг
-пустого самолета: 2244
-нормальная взлетная: 2900
Тип двигателя: 1 х ПД ВК-105ПФ2
-мощность, л.с.: 1 х 1240
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 558
-на высоте: 620
Практическая дальность, км: 850
Скороподъемность, м/мин: 1042
Практический потолок, м: 10400
Экипаж: 1
Вооружение: 1 х 23-мм мотор-пушка ВЯ-23 с боезапасом 60 снарядов и 2 х 12,7-мм пулемета УБС с боезапасом по 170 патронов.
Истребитель Як-9У ВК-105ПФ2 на испытаниях в НИИ ВВС.
Истребитель Як-9У ВК-105ПФ2 на испытаниях в НИИ ВВС.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
А.Т.Степанец. Истребители ЯК периода Великой Отечественной войны.
Архив-Пресс. Дмитрий Лейпник. Як-9 : рядовые небес.
«Война в воздухе» №№ 31-34. Истребители Як-1;-3;-7;-9 во Второй Мировой войне.