Учебно-тренировочный самолет Як-17УТИ (Як-21Т).

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1947 г.

Практически одновременно с разработкой Як-17-РД-10 и Як-21 в ОКБ-115 начали создавать новый вариант одноместного истребителя Як-15У («улучшенный», в документах также встречается «Як-15У-РД-10 с трехколесным шасси и подвесными баками») и его двухместную учебно-тренировочную версию УТИ Як-17-РД-10 (или Як-21Т — «тренировочный»).

Как и Як-15, эти самолеты были скомпонованы по реданной схеме, но на этот раз конструкторы применили шасси с носовым колесом и постарались учесть замечания по устойчивости, управляемости, обзору из кабины и дальности полета самолета. Носовую опору шасси не стали делать полностью убирающейся — она поджималась к фюзеляжу и прикрывалась щитком. Основные опоры пришлось перенести назад, за первый лонжерон крыла. При этом в корневых зонах крыла установили дополнительные стенки. Форму оперения изменили, при этом киль и горизонтальное оперение увеличили, а хорду руля поворота уменьшили. В продольном канале управления пришлось установить пружину и качалку, которые увеличили на 20% передаточное отношение от ручки к рулю высоты.

Под доработанными законцовками крыла разместили два подвесных бака (ПТБ), которые вместе вмещали до 331 кг керосина. Для улучшения рабочего положения летчика кабину на Як-15У увеличили по длине и высоте, выгнутый козырек фонаря который, как считалось, искажал обзор, заменили набранным из трех плоских стекол, а каплевидный колпак сохранили. Для Як-21Т разработали новый фонарь с двумя сдвижными частями. Чтобы быстрее начать испытания, заказчик разрешил вооружение на «спарку» не устанавливать.

Первый опытный Як-21Т строили на заводе № 464 с использованием деталей и агрегатов серийного Як-15. Это был первый реактивный самолет предприятия, поэтому машина получила заводской № 01464 (борт «22»). Она взлетела в мае 1947 года и в течение двух недель быстро прошла заводские испытания, которые проводили летчик Г.С.Климушкин и ведущий инженер Н.И.Леонов. В том же месяце новую «спарку» передали в ГК НИИ ВВС на Госиспытания, которые завершились 10 августа. Акт по их результатам утвердили еще 4 августа, отразив в нем солидный перечень существенных недостатков самолета. Он имел максимальную скорость и скороподъемность меньше заданных требованиями ВВС, почти в два раза не дотягивал до необходимой дальности, кроме того, инструктор не мог запускать двигатель, убирать или выпускать шасси и крыльевые щитки, а также вести радиосвязь. Отметили военные испытатели и положительные качества новой «спарки». Она устойчиво летала на больших углах атаки, выходила из штопора практически без запаздывания, запас прочности позволял выполнять фигуры высшего пилотажа с восьмикратной перегрузкой. В связи с острой потребностью в реактивном учебно-тренировочном самолете (УТС) комиссия ГК НИИ ВВС все же рекомендовала УТИ Як-17-РД-10 к серийному производству, предложив «…установить на серийных самолетах 1 пушку НС-23 и фотокинопулемет С-13.»

Результаты испытаний Совет Министров утвердил 17 сентября 1947 года, и самолет начал выпускаться на заводе № 31 под обозначением Як-17УТИ. Весной 1948 года завершились контрольные испытания серийного Як-17УТИ. На нем все еще отсутствовало вооружение, но несмотря на это, ЛТХ несколько ухудшились.

ЛТХ:

Модификация: Як-17УТИ
Размах крыла, м: 9,20
Длина, м: 8,70
Высота, м: 2,30
Площадь крыла, м: 14,85
Масса, кг
-пустого: 2094
-максимальная взлетная: 2906
Тип двигателя: 1 х ТРД РД-10А
-тяга, кгс: 1 х 910
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 696
-на высоте: 726
Практическая дальность, км: 370
Практически потолок, м: 12100
Экипаж, чел: 2.

1.Учебно-тренировочный самолет Як-17УТИ

Учебно-тренировочный самолет Як-17УТИ.

Учебно-тренировочный самолет Як-17УТИ.

3.Як-17УТИ.

Як-17УТИ.

4.Як-17УТИ. 2

Як-17УТИ.

5.Як-17УТИ в полете

Як-17УТИ в полете.

6.Прототип Як-17УТИ в полете.

Як-17УТИ в полете.

7.Як-17УТИ в музее ВВС Китая.

Як-17УТИ в музее ВВС Китая.

8.Як-17УТИ. Рисунок.

Як-17УТИ. Рисунок.

9.Як-17 и Як-17УТИ. Схема.

Як-17 и Як-17УТИ. Схема.

10.Як-17УТИ. Схема.

Як-17УТИ. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Авиация и Время. Ефим Гордон. Реактивные первенцы Яковлева.
Крылья Родины. Николай Якубович. Реактивное «перо».
Крылья Родины. Владимир Петров. Як-17УТИ, Як-21.
Николай Якубович. Боевые реактивные самолеты А.С.Яковлева.