Учебно-тренировочный самолет Як-21.

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1947 г.0.Як-21.

Уже через три дня после первого вылета опытных И-300 (МиГ-9) и Як-15, 29 апреля 1946 года, вышло Постановление Совмина № 952-397, в котором Яковлеву поручалось построить новый одноместный истребитель с двигателем РД-10 и улучшенной аэродинамикой. По заданию самолет должен был развивать максимальную скорость 850 км/ч на высоте 5000 м и обладать увеличенной до 700 км дальностью полета.

Эскизный проект машины с условным обозначением Як-17-РД-10 закончили быстро. Внешне она напоминала своего предшественника Як-15, но отличалась от него новым крылом, скомпонованным из скоростных ламинизированных профилей ЦАГИ, переделанным оперением, катапультируемым сиденьем с бронеспинкой, наличием лобового бронестекла толщиной 55 мм. Пришлось разработать и новое шасси, т.к. старое не умещалось в тонком крыле. Теперь основные опоры крепились к силовым элементам фюзеляжа и убирались назад в фюзеляжные ниши с поворотом на 180° вокруг продольной оси стойки. Использовались основные колеса размером 600 x 180 мм и хвостовое металлическое — 230 x 180 мм, колея шасси уменьшилась до 2 м.

Самолет построили к 3 сентября 1946 года. 26 сентября, после завершения наземных испытаний, летчик ОКБ-115 Климушкин выполнил на нем несколько рулежек, однако в воздух самолет поднимать так и не стали. В то время Як-15 уже строился серийно, и было признано, что его развитием должна стать машина, оснащенная шасси с носовой стойкой. Под обозначением Як-17 в дальнейшем строился другой истребитель.

9 июля 1946 года Совмин выпустил Постановление № 1498-665 о создании учебно-тренировочных самолетов с двойным управлением для переучивания «…летного состава истребительной авиации на новую реактивную матчасть.» Соответствующий приказ МАП № 525 был издан 6 августа, в нем ОКБ-115 предписывалось создать двухместный самолет на базе истребителя «с двигателем ЮМО-004 (РД)» и предъявить его на Госиспытания 1 ноября 1946 года. Взлетно-посадочные характеристики машины должны были соответствовать одноместному прототипу. «Каждая кабина летчика по своему оборудованию должна полностью обеспечивать пилотирование самолета. На учебно-тренировочных самолетах разрешается иметь уменьшенное вооружение, а при необходимости — уменьшение максимальной скорости.»

В ОКБ-115 учебно-тренировочный самолет сначала получил обозначение Як-ЮМО «вывозной», затем Як-15В («вывозной»), Як-15УТ, но в конечном итоге ему присвоили официальное обозначение Як-21 (иногда встречается Як-21В). Вооружение на этой машине не устанавливали, а на месте фюзеляжного бака разместили вторую кабину для курсанта. Обе кабины закрывались каплевидным фонарем с двумя сдвижными частями.

Как уже отмечалось выше, опытная «спарка» строилась в Тбилиси. В связи с жесткими сроками передачи самолета на Госиспытания его заложили даже раньше, чем одноместные Як-15 малой серии. Первую спарку Як-21 с хвостовой опорой шасси и ставшую первой серийной машиной 31-го завода, впервые поднял в воздух в апреле 1947 года летчик П.У.Фокин.

Кроме того, заводу № 31 до конца апреля 1947 года следовало выпустить еще 25 самолетов с двойным управлением. Однако по разным причинам ни одно из этих заданий в срок выполнить не удалось. Первый полет по программе заводских испытаний летчик П.У.Фокин выполнил на Як-21 только 5 апреля 1947 года. В воздухе машина вела себя хорошо, однако очень быстро стало очевидным, что разработанный к тому времени другой вариант «спарки» Як-21Т в большей степени соответствует требованиям военных, и работы по самолету остановили.

ЛТХ:

Модификация: Як-21
Размах крыла, м: 9,20
Длина, м: 8,70
Высота, м: 2,27
Площадь крыла, м2: 14,85
Масса, кг
-пустого: 1900
-взлетная масса: 2700
Тип двигателя: 1 х ТРД РД-10
-тяга, кгс: 1 х 900
Максимальная скорость, км/ч: 720
Крейсерская скорость, км/ч: 660
Практическая дальность, км: 380
Практически потолок, м: 12000
Экипаж, чел: 2.

1.Учебно-тренировочный Як-21.

Учебно-тренировочный самолет Як-21.

2.Учебно-тренировочный Як-21.

Учебно-тренировочный самолет Як-21.

3.Як-21. Рисунок.

Як-21. Рисунок.

4.Як-21. Схема.

Як-21. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Авиация и Время. Ефим Гордон. Реактивные первенцы Яковлева.
Крылья Родины. Николай Якубович. Реактивное «перо».
Крылья Родины. Владимир Петров. Як-17УТИ, Як-21.