Тяжелый истребитель И-29.

Разработчик: Яковлев
Страна: СССР
Первый полет: 1940 г.

В 1938 году в конструкторском бюро А.С.Яковлева начали прорабатывать проект нового деревянного двухместного самолета c двумя двигателями М-103 мощностью по 960 л.с., который мог быть принят на вооружении сразу в трех вариантах: истребителя, скоростного бомбардировщика и ближнего разведчика.

В то время истребительный вариант самолета считался приоритетным. Его вооружение для своего времени было весьма мощным. Согласно проекту, оно включало две подфюзеляжные пушки и три пулемета ШКАС. При этом размещение пулеметов было нетрадиционным. Один из ШКАСов стоял в носовой части фюзеляжа, а два других — в развалах цилиндров двигателей. Вести огонь они должны были через полые валы редукторов воздушных винтов.

В январе 1939 года опытный экземпляр новой крылатой машины, получивший обозначение «Самолет 22», выкатили на аэродром. На нем полностью отсутствовало вооружение. Поэтому «двадцатьдвойку» можно смело считать прототипом любого из прорабатываемых вариантов.

Уже в первых полетах самолет сумел доказать, что способен выходить на скорости, превышающие 500 км/ч, а затем достиг скорости 572 км/ч.

Новым скоростным летательным аппаратом заинтересовалось руководство страны и лично И.В.Сталин. Так машина сразу же получила «зеленую дорогу» и была направлена в НИИ ВВС для продолжения программы летных испытаний. Здесь высокие скоростные характеристики самолета были подтверждены уже официально. В ходе испытаний «самолет 22» достиг скорости 567 км/ч и потолка 10800 м и вышел на одно из первых мест в мире среди летательных аппаратов аналогичного класса.

Однако в предъявленном на испытания виде, самолет не имел практически никакой боевой ценности. Поэтому в июне 1939 года было принято решение о превращении «самолета 22» в полноценный скоростной ближний бомбардировщик ББ-22 (Як-2), и он был запущен в серийное производство. Однако возросший взлетный вес и ухудшение аэродинамики резко уменьшило скорость нового бомбардировщика, которая на серийных образцах упала до 480 км/ч. Единственным выходом из сложившейся ситуации виделось оснащение самолета более мощными двигателями М-105 мощностью по 1050 л.с. Оснащенный этими двигателями бомбардировщик получил в серии обозначение Як-4. Его максимальная скорость составляла 530 км/ч. Но время показало что ни Як-2, ни Як-4 боевыми самолетами так и не стали.

В то же время продолжались работы и над одноместным истребительным вариантом самолета, получившим наименование И-29. Машину собирали во второй половине 1940 года также с двигателями М-105. В отличие от раннего проекта, наступательное вооружение И-29 состояло лишь из двух 20-мм пушек ШВАК.

В декабре 1940 года самолет совершил первый полет. Однако недоведенность силовой установки надолго затормозила программу испытаний. При этом необходимо учитывать тот факт, что сам А.С.Яковлев в это время был занят доводкой куда более перспективного одномоторного истребителя Як-1.

С началом Великой Отечественной войны интерес к И-29 еще более упал. Окончательно работы по самолету прекратились в 1942 году уже после запуска в серию тяжелого истребителя Пе-3.

ЛТХ:

Модификация: И-29
Размах крыла, м: 14,00
Длина, м: 10,18
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 29,40
Масса, кг
-пустого самолета: 3796
-нормальная взлетная: 5023
Тип двигателя: 2 х ПД М-105
-мощность, л.с.: 2 х 1050
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 488
-на высоте: 567
Практическая дальность, км: 1050
Практический потолок, м: 10800
Экипаж,чел: 1
Вооружение: 2 х 20-мм пушки ШВАК (по 300 патронов).

1.Опытный самолет 22.

Опытный «самолет № 22».

Тяжелый истребитель И-29 на испытаниях. Зима 1940-1941 годов.

Тяжелый истребитель И-29 на испытаниях. Зима 1940-1941 годов.

Тяжелый истребитель И-29 на испытаниях. Зима 1940-1941 годов.

2.И-29. Рисунок.

И-29. Рисунок.

И-29. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Яковлев И-29».