Экспериментальный самолет с УВП МиГ-21ПД.

Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1966 г.

Для отработки подъемных двигателей РД36-35 и проверки предложенной концепции будущего МиГ-23ПД (изделие 23-01) модифицировали один из МиГ-21ПФС в вариант Е-7ПД (изделие 23-31). Для этого удлинили на 900 мм фюзеляж, установив за кабиной пилота пару подъемных ТРД тягой по 2350 кгс. Воздух к двигателям подводился через створки, открывавшиеся на взлете и посадке.

Несмотря на удлинение фюзеляжа, на машине пришлось значительно ограничить запас горючего, из-за чего продолжительность полета не превышала 15-17 минут. Шасси вынуждены были сделать неубирающимися, поскольку исследования проводились на малых скоростях, свойственных взлетно-посадочным режимам. На нижней поверхности фюзеляжа в месте размещения дополнительной двигательной установки находились жалюзи, отклоняющие газовые струи на углы от 5° вперед, до 10° — назад.

Первый полет Е-7ПД, пилотируемого П.М.Остапенко состоялся 16 июня 1966 года. Затем к испытаниям подключились Б.А.Орлов и А.В.Федотов.

«Взлет и посадка на этой машине, — рассказывал Б.А.Орлов, — были непростыми. Выхлопная струя подъемных двигателей у земли растекалась в стороны, создавая под крылом подсасывающий эффект. С изменением скорости и высоты влияние газовых струй сказывалось по-разному и на подъемной силе самолета, и на его устойчивости и управляемости. Если на взлете проблем было меньше, всего лишь небольшая перебалансировка при неподвижной ручке управления, парирование которой после отрыва не представляло трудностей, то на посадке этот «подсос» дополнительно вызывал энергичное снижение машины и такое же торможение. Поэтому непосредственно перед приземлением приходилось увеличивать тягу основного двигателя до «максимала», а иногда даже включать форсаж.»

Звездным часом самолета «23-31» стала его демонстрация на авиационном празднике в Домодедово в 1967 году. Зрительный эффект, безусловно, был велик. Исследованное взлетно-посадочное устройство нашло применение на самолете вертикального взлета и посадки Як-38. «МиГ» после завершения исследований передали на кафедру самолетостроения Московского авиационного института, где он использовался в качестве учебного пособия.

Самолет МиГ-23ПД впервые поднялся в воздух под управлением П.М.Остапенко 3 апреля 1967 года. Ведущим инженером по машине был В.М.Тимофеев. Как и Е-7ПД, самолет «23-01» был показан на авиационном празднике в Домодедово в 1967 году. К тому времени уже полным ходом испытывался совершенно другой самолет — с изменяемой геометрией крыла, но сохранивший обозначение предшественника.

ЛТХ:

Модификация: МиГ-21ПД
Размах крыла, м: 7,15
Длина, м: 14,10
Высота, м: 4,71
Площадь крыла, м2: 23,00
Тип двигателя
-маршевый: 1 х ТРД Р-13-300
-подъемные: 2 х ТРД РД-36-35
Тяга, кгс
-маршевый: 1 х 6490
-подъемные: 2 х 2350
Максимальная скорость, км/ч: 1300
Практическая дальность, км: 1050
Практический потолок, м: 16500
Экипаж: 1.

1.Экспериментальный МиГ-21ПД (Е-7ПД)

Экспериментальный самолет МиГ-21ПД (Е-7ПД).

2.МиГ-21ПД (Е-7ПД)

МиГ-21ПД (Е-7ПД).

3.МиГ-21ПД (Е-7ПД)

МиГ-21ПД (Е-7ПД).

МиГ-21ПД (Е-7ПД) на взлете.

7.МиГ-21ПД (Е-7ПД). Схема.

МиГ-21ПД (Е-7ПД). Схема.

.

.

Список источников:
Морозов Дмитрий. Отечественные самолёты вертикального и укороченного взлёта и посадки.
Крылья России. История и самолеты ОКБ «МиГ».
Авиация и Время. Ефим Гордон. Созданный для боя.
Крылья Родины. Ефим Гордон. Рождение долгожителя.
Ефим Гордон, Владимир Климов. МиГ-21.