Учебно-тренировочный истребитель МиГ-21УС (УМ).

Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: Россия
Первый полет: 1965 г.0.МиГ-21УС

В 1965 году на испытания поступил УТС МиГ-21УС (изделие «68») с двигателем Р-11Ф2С-300 с системой сдува пограничного слоя с закрылка. Самыми заметными новшествами на «спарке» стали катапультные кресла КМ-1М, автопилот КАП-2 и киль увеличенной с 4,45 до 5,32 м» площади. На некоторых машинах на фонаре кабины инструктора устанавливали перископ для обзора передней полусферы на взлетно-посадочных режимах.

Любой самолет имеет массу ограничений при эксплуатации, но в советских ВВС к ним прибавлялись и другие, не связанные с техникой — на случай «как бы чего не вышло». Однако летчики, оказавшиеся в «горячих точках», на многие запреты не обращали внимания, ведь летая по инструкции, написанной политиками, можно из боя и не вернуться. В качестве примера можно привести впечатления летчика-испытателя ОКБ имени А.И.Микояна Б.А.Орлова, которому довелось совершить один полет на МиГ-21УС с сирийским пилотом: «Начался наш полет с того, что летчик Абдель сразу после взлета, не успев убрать шасси, плавно потянул на полупетлю. Самолет не очень охотно шел вверх, заметно теряя скорость. На высоте около 1000 м мы наконец легли на спину, стрелка указателя скорости (приборной), уползшая влево до 150 км/ч, потихоньку пошла вправо. Но самолет потихоньку летел, не трясся, не выворачивался — летчик уверенно контролировал машину. Набрав нормальную скорость, он перевернул самолет со спины в обычное положение и мы пошли в пилотажную зону.

Чтобы летчик ни делал — виражи на скорости 230-240 км/ч, зависание до нулевой скорости, «бочку» с высокой перегрузкой, все время ощущалась его мгновенная реакция на поведение самолета, движения рулями были точными и координированными, особенно была заметна энергичная и четкая работа ног, почти не применяемая в практике наших строевых, да и не только строевых, летчиков. Не скажу, чтобы все выполняемое сирийцем было мне в диковинку: в испытательных и тренировочных полетах мы делали почти то же самое, но мы-то были испытателями, летчиками особенной квалификации и со специальной подготовкой, а тут обычный военный летчик, несомненно, высокого класса вытворяет черт знает что! Только на посадке мой командир дал маху: как планировал на скорости 320 км/ч, так и плюхнулся на этой скорости практически без выравнивания.»

В 1960-е годы на «спарке» МиГ-21У при подготовке к рекордному полету чуть не произошла катастрофа. Дело было в Ахтубинске на аэродроме НИИ ВВС, из-за жары, стоявшей в это время года, полет запланировали на пять часов утра. В переднюю кабину села М.Л.Попович, а в заднюю — ее инструктор летчик-испытатель П.Ф.Кабрелев. Даже в эти утренние часы температура воздуха превышала 30°С, и чтобы хоть как-то определить остаток ВПП (одной из самых длинных в СССР), по ее краю установили вешки. Самолет уже добежал до середины ВПП, когда стало ясно, что он не набрал нужную скорость и оторваться не сможет. Кабрелев тут же выключил двигатель. Как потом выяснилось, при даче РУДа в положение «форсаж» не разошлись створки сопла и двигатель не перешел на режим форсажа. Кабрелев же, положившись на Марину Лаврентьевну, упустил контроль над ТРД. В итоге длины ВПП не хватило, и машина выкатилась за ее пределы.

Первый мировой рекорд на МиГ-21УС был установлен 22 мая 1965 года: Н.А.Проханова достигла динамического потолка 24366 м. Спустя месяц Л.Я.Зайцева в горизонтальном полете поднялась на высоту 19020 м. Это достижение стало возможным благодаря установке на самолет форсированного двигателя взлетной тягой 7000 кгс и двух ракетных ускорителей.

В 1968 году на испытания поступил УТС МиГ-21УМ (изделие «69»). От предшественника он отличался, прежде всего, двигателем Р-13-300 (имеются сведения, что на некоторых машинах устанавливались Р-11Ф2С-300). На самолете, кроме того, доработали топливную систему и увеличили объем накладного бака, установили стрелковый прицел АСП-ПФ-Д-21, в систему управления включили автопилот АП-155. В кабине курсанта появилось кресло КМ-1y, у инструктора — КМ-1и. На откидной части фонаря кабины инструктора появился перископ, значительно улучшивший обзор из задней кабины при взлете и посадке. Были и другие, на первый взгляд, мелкие доработки, значительно упростившие эксплуатацию машины.

Часть МиГ-21УМ имела доработанную систему аварийного сбрасывания фонарей от одной ручки из передней кабины, при этом предусматривалась возможность аварийного сброса инструктором фонаря задней кабины при сброшенном переднем. С 1972 года на все строившиеся МиГ-21 устанавливали по бокам носовой части фюзеляжа датчики, а в кабине — индикаторы угла атаки, что способствовало повышению безопасности полета. Раньше датчики углов атаки и скольжения стояли на ПВД, и информация от них использовалась при вычислении упреждений в оптическом прицеле. Учебно-тренировочный МиГ-21УМ стал самым массовым и строился в течение около 20 лет (до 1971 г.) на двух заводах: в Тбилиси с 1962-го по 1971 год и в Москве на «Знамя труда» — с 1964-го по 1968 год на экспорт. В Тбилиси в 1962-1966 годах построили 180 МиГ-21У, с 1966 по 1970 год — 347 МиГ-21УС и до окончания производства 1133 МиГ-21УМ.

Сегодня учебный, как, впрочем и боевой МиГ-21 в российском небе — большая редкость, его можно увидеть разве что во время авиационной выставки в подмосковном Жуковском. Но в странах, где продолжают службу боевые МиГ-21, учебные машины встречаются чаще. К нашему стыду, учебный МиГ-21У отсутствует даже в монинском музее ВВС.

ЛТХ:

Модификация: МиГ-21УМ
Размах крыла, м: 7,15
Длина самолета,м: 13,46
Высота самолета,м: 4,80
Площадь крыла,м2: 23,00
Масса, кг
-пустого самолета: 5610
-нормальная взлетная: 8000
Внутренне топливо, кг: 2030
Тип двигателя: 1 х ТРДФ Р-11Ф2С-300
Тяга, кгс: 1 х 6175
Максимальная скорость, км/ч
-на высоте: 2175
-у земли: 1150
Перегоночная дальность, км: 1460
Дальность действия, км: 1210
Практический потолок, м: 17300
Макс. эксплуатационная перегрузка: 7,0
Экипаж, чел: 2
Вооружение: 2 х УР «воздух-воздух» К-13, блоки НАР калибром 57 и 240 мм, свободнопадающие практические и боевые бомбы различных типов на двух подкрыльевых узлах внешней подвески.

1.МиГ-21УС.

Учебно-тренировочный истребитель МиГ-21УС.

2.МиГ-21УС ВВС СССР.

Учебно-тренировочный истребитель МиГ-21УС ВВС СССР.

3.МиГ-21УС ВВС Румынии.

МиГ-21УС ВВС Румынии.

4.МиГ-21УМ ВВС СССР.

МиГ-21УМ ВВС СССР.

5.МиГ-21УМ ВВС Ливии.

МиГ-21УМ ВВС Ливии.

6.МиГ-21УМ ВВС Финляндии в полете.

МиГ-21УМ ВВС Финляндии.

7.Кабина курсанта МиГ-21УМ.

Кабина курсанта МиГ-21УМ.

8.Кабина инструктора МиГ-21УМ.

Кабина инструктора МиГ-21УМ.

9.Проекции МиГ-21УМ ВВС ГДР. Рисунок.

Проекции МиГ-21УМ ВВС ГДР. Рисунок.

10.МиГ-21УМ ВВС СССР. Рисунок.

МиГ-21УМ ВВС СССР. Рисунок.

11.МиГ-21УМ ВВС Финляндии. Рисунок.

МиГ-21УМ ВВС Финляндии. Рисунок.

12.МиГ-21УС ВВС Египта. Рисунок.

МиГ-21УС ВВС Египта. Рисунок.

13.МиГ-21УМ. Схема.

МиГ-21УМ. Схема.

.

.

Список источников:
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Крылья России. История и самолеты ОКБ «МиГ».
Ефим Гордон, Владимир Климов. МиГ-21.
Николай Якубович. Истребитель МиГ-21. Рождение легенды.
Авиация и Время. Ефим Гордон. Созданный для боя.
Крылья Родины. Ефим Гордон. Рождение долгожителя.
Крылья Родины. Э.Эгенбург. Сверхзвуковой реактивный «МиГ».