Самолет носитель противоспутниковой ракеты МиГ-31Д.

Разработчик: ОКБ Микояна и Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1987 г.0..

В 1987 году была доработана пара перехватчиков МиГ-31 под иной состав вооружения. Самолет получил обозначение МиГ-31Д («изделие 07»). МиГ-31Д входил в состав авиационно-ракетного комплекса перехвата 30П6, головным разработчиком которого выступало ЦКБ «Алмаз» (ныне — НПО «Алмаз» им. А.А.Расплетина). Ему предстояло нести одну большую специализированную ракету и система управления вооружением была полностью переделана под нее.

В 1983 году, в соответствии с решением Военно-промышленной комиссии от 6 января того же года, в ОКБ им. А.И.Микояна было разработано и защищено техническое предложение по такому самолету, а 27 ноября 1984 года вышло необходимое для создания нового комплекса постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Эскизный проект МиГ-31Д («изделие 07») был разработан и защищен у заказчика в 1985 году. В том же году была подготовлена и передана на серийный авиазавод в Горьком (Нижнем Новгороде) техническая документация для постройки первых самолетов данного типа.

Постройка первой опытной машины (бортовой № 071, т.е. «изделие 07», 1-я машина) завершилась к концу 1986 года и 17 января 1987 года экипаж в составе летчика-испытателя ОКБ им. А.И.Микояна Авиарда Фастовца и штурмана-испытателя Леонида Попова поднял ее в первый полет.

Прототипы не имели РЛС (вместо нее была 200-килограммовый массовый эквивалент), радиопрозрачный носовой обтекатель заменили на цельнометаллический, ниши узлов АКУ для УР Р-33 зашили, установив центральный выдвижной пилон для «изделия». МиГ-31Д оснастили наплывами как на МиГ-31М и большими треугольными плоскостями на концах крыла («ластами»), подобными тем, что стояли на прототипе МиГ-25П. «Ласты» служили для увеличения устойчивости в полете при подвеске на внешнем пилоне большой ракеты.

Второй прототип МиГ-31Д, борт 072, испытывался пилотами ОКБ в Жуковском. Он был впервые облетан 28 апреля 1988 года Анатолием Квочуром и Леонидом Поповым. Программа испытаний продолжалась несколько лет, но была приостановлена в начале 90-х из-за неясной ситуации с появлением новой ракеты.

К началу 90-х годов этап летно-конструкторских испытаний был завершен и обе машины были перебазированы для прохождения дальнейших испытаний на полигон «Сары-Шаган» на западном берегу озера Балхаш в Казахстане, где традиционно проходили отработку все новые советские ракетные системы ПВО и ПРО.

Можно предположить, что МиГ-31Д создавался в рамках программы отечественных «звездных войн» для уничтожения орбитальных станций и ИСЗ противника. В США подобная система разрабатывалась по программе ASAT и включала двухступенчатую ракету на носителе McDonnell Douglas F-15. Истребитель, работая в качестве первой ступени, «выскакивал» на динамический потолок и запускал ракету.

По информации зам.генерального конструктора ОКБ им. Микояна А.Белосвета, оно с 1997 года начало разработку системы выведения на околоземные орбиты космических ЛА с помощью переоборудованного перехватчика МиГ-31. В основу будет положен опыт, накопленный ОКБ в результате экспериментов по созданию противоспутникового истребителя МиГ-31Д. Коммерческая ракета-носитель РН-С грузоподъёмностью 40-200 кг будет запускаться с летающей пусковой установки — истребителя МиГ-31Д, летящего на высоте порядка 17000 м со скоростью 3000 км/ч. Она должна разрабатываться ОКБ «Вымпел», специализирующимся на создании УР класса «воздух-воздух». Первый опытный запуск этой РН ожидается в 1999-2000 гг.

МиГ-31 также служит носителем гиперзвуковой летающей лаборатории ВЛЛ-АС.

ЛТХ:

Модификация: МиГ-31Д
Размах крыла, м: 13,46
Длина самолета, м: 22,69
Высота самолета, м: 5,15
Взлетная масса, кг
-нормальная: 41000
-максимальная: 44400
Тип двигателя: 2 х ТРДДФ Д-30Ф-6
Максимальная тяга, кН
-бесфорсажная: 2 х 91,00
-форсажная: 2 х 152,00
Максимальная скорость, км/ч
-на высоте 17500 м: 2800
-на малой высоте: 1500
-крейсерская: 860
Практический потолок, м: 20600
Практическая дальность, км: 2500
Экипаж, чел: 2
Вооружение: противоспутниковая ракета.

1..

Второй опытный МиГ-31Д борт № 072.

2..

МиГ-31Д борт № 072 на испытаниях.

3..

МиГ-31Д борт № 072 на испытаниях.

4..

МиГ-31Д борт № 072 на испытаниях.

5.МиГ-31Д в полете.

МиГ-31Д борт № 072 на испытаниях.

raketa-79m6-sleva-i-samolet-nositel-mig-31d-bort-072-na-poligone-sary-shagan

 Самолет-носитель МиГ-31Д борт № 072 и ракета 79М6 (слева) на полигоне Сары-Шаган.

raketa-79m6-kontakt-pod-mig-31d-risunok

Ракета 79М6 «Контакт» под МиГ-31Д. Рисунок.

mig-31d-m-shema

МиГ-31Д/М. Схема.

.

.

Список источников:
Техносерия. М.Никольский. МиГ-31 — Страж российского неба.
Крылья России. История и самолеты ОКБ «МиГ».
Мир авиации. Александр Ларионов. Чемодан из гастронома.
Крылья Родины. Василий Панков. Флагман ПВО.
Крылья Родины. Владимир Ильин. «Английская гончая» с красными звездами.
Владимир Ильин. Самые скоростные истребители МиГ-25 и МиГ-31.