Легкий многоцелевой самолет АИР-16.

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Постройка 1937 г.0.АИР-16

Легкий многоцелевой самолет АИР-16 по схеме и внешнему виду повторял АИР-11, но четырехместный с закрытой кабиной, модифицированным крылом и с двигателем Renault Bengali-6.

Фюзеляж сварен из стальных труб и дополнительно расчален. Обшивка фюзеляжа — полотняная. Кабина закрыта прозрачным фонарем. Сзади кабины расположен багажник.
Двигатель Renault Bengali-6Q-01 мощностью 220 л.с. закрыт дюралевыми капотами. В дальнейшем предполагалась замена мотора на его лицензионный вариант МВ-6.
Крыло деревянное двухлонжеронное с фанерной работающей обшивкой, оклеенной снаружи миткалем. Профиль крыла — Геттинген-387. Стыки крыла и фюзеляжа закрыты дюралюминиевыми зализами. Элероны и хвостовое оперение с дюралевым каркасом и полотняной обшивкой. Стабилизатор расчален лентами и снизу подкреплен трубчатыми подкосами обтекаемой формы.

Шасси неубирающееся пирамидальной схемы. Каждая пирамида состоит из вертикальной вильчатой стойки с пластинчатой резиновой амортизацией, заднего вильчатого подкоса и бокового подкоса. Амортизационный пакет набран из пластин круглой резины с дюралюминиевыми прокладками. Колесо вместе со стойкой и задним подкосом заключено в общий легкосъемный обтекатель. Костыль неориентирующийся, с рессорной амортизацией.

Постройка самолета выполнена в 1937 году. Самолет был выведен на аэродром, но в полет не выпускался из-за отсутствия двигателя. По некоторым данным самолет стал заложником страха А.С.Яковлева испугавшегося попасть под сталинские репрессии из-за возможной неудачи с самолетом.
Изготовлен в одном экземпляре.

ЛТХ:

Модификация: АИР-16
Размах крыла, м: 10,20
Длина самолета, м: 7,30
Высота самолета, м: 2,70
Площадь крыла, м2: 17,00
Масса, кг
-пустого самолета: —
-максимальная взлетная: —
Тип двигателя: 1 х ПД Renault Bengali-6Q-01
-мощность, л.с.: 1 х 220
Максимальная скорость, км/ч: —
Крейсерская скорость, км/ч: —
Практическая дальность, км: —
Практический потолок, м: —
Экипаж, чел: 4.

1.АИР-16. Завод №115. Москва. 1937 г. 2

Самолет АИР-16. Аэродром завода № 115. 1937 г.

2.АИР-16. Завод №115. Москва. 1937 г.

Самолет АИР-16. Аэродром завода № 115. 1937 г.

3.АИР-16. Рисунок.

АИР-16. Рисунок.

АИР-16. Схема 1.

6.АИР-16. Схема 3

АИР-16. Схема 2.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Сайт «Антология Як». (airfield.narod.ru).