Легкий многоцелевой самолет ЛК-4 (НИАИ-4).
Разработчик: Бедункович
Страна: СССР
Первый полет: 1934 г.
Примером удачного сотрудничества между ЛАРМ (Ленинградскими авиаремонтными мастерскими) и НИАИ (Научно-исследовательским аэроинститутом — ныне Академия ГА) явилась постройка универсального учебного самолета ЛК-4 (НИАИ-4). Руководил работой по созданию и строительству самолета инженер Ленинградского НИАИ Анатолий Георгиевич Бедункович. В основу проектирования и постройки самолета ЛК-4 (НИАИ-4) конструктор Бедункович положил принцип возможного упрощения и сокращения сроков подготовки молодых пилотов, снижение стоимости постройки и ремонта учебного самолета, простоту эксплуатации и обслуживания самолета и наконец возможность проведения целого ряда научно-исследовательских работ в области аэродинамики.
ЛК-4 (НИАИ-4) — учебно-тренировочный самолет, комбинированный самолет, в основном удовлетворяющий требованиям, предъявленным к учебным самолетам первоначального обучения и тренировки. Оригинальная конструкция самолета дает возможность получения сразу трех типов самолета в четырех его вариантах путем простого изменения положения одних и тех же крыльев. Этим путем достигались различные летные данные и качества самолета: устойчивость, управляемость, маневренность и поведение в штопоре.
Могли быть собраны следующие варианты самолета:
— ЛК-4-I — полутораплан с большим выносом верхнего крыла и предкрылками. Самолет был прост в пилотировании, не входил в штопор и обладал хорошими взлетно-посадочными качествами.
— ЛК-4-II — полутораплан без выноса верхнего крыла и без предкрылков. Получался из первого варианта самолета путем сдвига верхних крыльев назад, а нижних вперед. Самолет легко входил в штопор, просто выводился из него и выполнял все фигуры высшего пилотажа, за исключением иммельмана (из-за недостаточной мощности).
— ЛК-4-III — парасоль. Получался путем снятия нижних крыльев. Скорости возрастали, самолет был более строгим в управлении.
— ЛK-4-IV — низкоплан. Верхнее крыло ставилось на место нижнего, подкосы — сверху. Пилотирование еще больше усложнялось.
Такой комбинированный самолет, по мнению автора, упрощал вопросы снабжения летных школ самолетами. Конструкция — деревянная с полотняной обтяжкой задней части фюзеляжа, крыльев и оперения. Крылья — двухлонжеронные, верхние — подкосные, нижние — свободнонесущие, элероны и закрылки — щелевые, предкрылки — легкосъемные фанерные. Позднее и нижние крылья были снабжены управляемыми щелевыми закрылками. Место ученика впереди. Двигатель М-11 имел кольцо Тауненда, винт и приборы, как в самолете У-2.
Самолет успешно прошел испытания в НИИ ГВФ в 1934 году и был рекомендован к запуску в серию. В 1934-1936 годах ЛК-4 много летал и успешно участвовал в двух конкурсных перелетах легких самолетов, показав высокие качества. В серии его, однако, не строили.
ЛТХ:
Модификация: ЛК-4-I
Размах крыла, м: 9,00
Длина самолета, м: 7,00
Высота самолета, м: —
Площадь крыла, м2: 20,00
Масса, кг
-пустого самолета:
-максимальная взлетная: 783
Тип двигателя: 1 х ПД М-11
-мощность, л.с.: 1 х 100
Максимальная скорость, км/ч: 177
Крейсерская скорость, км/ч: 141
Продолжительность полета, ч: 2
Практический потолок, м: 4500
Экипаж, чел: 2.
Легкий самолет ЛК-4-I.
Легкий самолет ЛК-4-II.
ЛК-4-II на стоянке.
ЛК-4-II взлетает.
Самолёт ЛК-4-III — парасоль.
ЛК-4-III на стоянке.
С самолета ЛК-4-II снимают нижние плоскости.
Легкий самолет ЛК-4-III.
ЛК-4-III в полете.
Вариант моноплана — ЛК-4-IV.
Легкий самолет ЛK-4-IV.
ЛК-4-III. Схема.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Авиационный форум Prop&Jet. Архивные фото.