Лёгкий самолёт БОК-3 (ЦКБ № 9).

Разработчик: БОК
Страна: СССР
Первый полет: 1933 г.0.БОК-3

Упоминания об этом самолете не найти ни в одном издании по авиации. Вполне возможно предположить, что причиной тому явилось его рождение в Бюро Особых Конструкций — организации, занимавшейся созданием главным образом стратосферных летательных аппаратов. Лишь три из них — самолеты БОК-2, БОК-3 и БОК-5 — как бы выпадают из этого ряда.

Работа по «исполкомовскому самолету» (ИС), получившему впоследствии индекс БОК-3, началась еще в 1933 году на заводе им.В.Р.Менжинского (где он шел по плану ЦКБ № 9) и завершилась на заводе № 35 в Смоленске. Сохранился эскиз общего вида самолета БОК-3, подписанный И.И.Цебриковым, к тому времени — недавнего выпускника института, но уже возглавлявшего сектор общих видов БОКа. От первоначального проекта реальный БОК-3 отличался прежде всего формой фонаря. Лобовая часть «козырьком» (в проекте), вошедшая тогда в авиационную моду, быстро уступила место обтекаемым формам, реализованным в построенном самолете. Горизонтальное оперение вместо свободнонесущего было сделано подкосным, что позволило снизить вес пустого самолета при практически неизменных летных характеристиках. Претерпели изменения также руль поворота и костыль.

БОК-3 был предназначен для обслуживания местной связи (исполкомовский самолет), для обучения и тренировки военных летчиков, а также для нужд сельского хозяйства. В учебно-тренировочном варианте машина имела двойное управление, на ней была предусмотрена установка пулемета ПВ-1 (для стрельбы через винт), турельного пулемета ДА и бомбодержателей (для подвески до 100 кг бомб, а также аэрофотоаппарата). В случае использования БОК-3 для сельскохозяйственных работ, его можно было оснастить специальными устройствами для опыления посевов и аэросева. Таким образом достигалась универсальность, позволяющая самолету иметь различные области применения.

Самолет представлял собой цельнодеревянный моноплан с низкорасположенным крылом, консоли которого складывались. Фюзеляж — типа монокок. Обшивка крыла и оперения — полотняная. Каркас элеронов и оперения был выполнен из дюралюминия. Продолжительность полета этой машины с бензобаками емкостью 190 литров достигала трех часов. Данные о летных характеристиках самолета обнаружить не удалось. Сохранились лишь геометрические характеристики первого варианта самолета ЦКБ-9. Размах крыла — 11,0 м, длина самолета — 7,10 м.

БОК-3 был спроектирован под двигатель М-48. Этот двигатель, устанавливавшийся также на опытном самолете У-3, был построен всего в нескольких экземплярах, но в серию не пошел. Возможно, этот факт и определил столь неприметную судьбу самолета Бюро Особых Конструкций — БОК-3.

ЛТХ:

Модификация: БОК-3
Размах крыла, м: 11,00
Длина самолета, м: 7,10
Высота, м: —
Масса, кг
-пустого: —
-максимальная взлетная: —
Тип двигателя: 1 х ПД М-48
-мощность, л.с.: 1 х 200
Практический потолок, м: —
Экипаж, чел: 2.

1.БОК-3

Легкий самолет БОК-3.

2.Компоновочная схема БОК-3.

Компоновочная схема самолета БОК-3.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Крылья Родины. Авиаколлекция. БОК-3.