Легкий самолет Г-15.

Разработчик: Грибовский
Страна: СССР
Первый полет: 1935 г.

Самолет Г-15 проектировался В.К.Грибовским по заданию ЦС ОСОАВИАХИМа как спортивно-тренировочный и для осуществления дальних перелетов. Постройка началась в январе 1934 года на Планерном заводе в Москве, однако, по ряду причин затянулась и продолжалась более года.

Г-15 представлял собой цельнодеревянный моноплан, оснащенный двигателем М-11, заключенным в капот NACA. Особенностью самолета стала кабина экипажа (наибольшая ширина фюзеляжа в этом месте 1,4 м) с размещением пилотов бок о бок. При необходимости третий человек мог разместиться на месте фюзеляжного бака, вмещающего 90 кг топлива. Основной запас топлива 242 кг размещался в четырех крыльевых баках.

По расчетам, Г-15 мог перекрыть мировой рекорд дальности полета для самолетов такого класса, который равнялся в то время 3500 км. Г-15 предъявили на испытания в НИИ ВВС в августе 1935 года с некоторыми недоделками. В частности, во время испытаний заправлялся только фюзеляжный бак, так как крыльевые еще не были отлажены, что вызывало крайне невыгодную центровку. Отмечалось перетяжеление конструкции на 142 кг по сравнению с расчетами. Все летные данные самолета определить не успели, так как конструктор надеялся представить Г-15 для участия в спортивных гонках, намеченных на сентябрь 1935 года.

На первом этапе этих состязаний, на участке Москва — Горький, Г-15 по причине остановки двигателя совершил вынужденную посадку. К месту аварии на У-2 вылетел сам конструктор, который немедленно переставил двигатель М-11 со связного самолета на перелетную машину. Г-15 после этого вторично стартовал, однако, вскоре история повторилась и самолет пришлось снять с участия в состязаниях. Впоследствии в топливных баках Г-15 обнаружили песок, строились различные гипотезы о его появлении, подозревали в том числе и злой умысел, однако выяснить ничего не удалось.

После возвращения в Москву Г-15 не летал и работы по его совершенствованию не возобновлялись. Существовали планы использования фрагментов Г-15 для самолета «Утка», однако практического воплощения так и не последовало.

ЛТХ:

Модификация: Г-15
Размах крыла, м: 11,00
Длина самолета, м: 6,20
Высота самолета, м: —
Площадь крыла, м2: 14,00
Масса, кг
-пустого самолета: 670
-максимальная взлетная: 940
Тип двигателя: 1 х ПД М-11
-мощность, л.с.: 1 х 100
Максимальная скорость, км/ч: 185
Крейсерская скорость, км/ч: 146
Продолжительность полета, ч: 4
Скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: 4500
Экипаж, чел: 2.

1.Г-15 с двигателем М-11.

Легкий самолет Г-15.

Легкий самолет Г-15.

Легкий самолет Г-15.

Легкий самолет Г-15.

4.Г-15. Схема 1.

Г-15. Схема.

Г-15. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Журнал «Авиация и Космонавтика». Михаил Маслов. Легкие крылья Грибовского.
Журнал «Самолет» № 9 за 1935 г. В.Грибовский. Легкие самолеты Г-10, Г-15, Г-20