Лёгкий самолёт КСМ-1.

Разработчик: Смолин
Страна: СССР
Первый полет: 1935 г.

Самый массовый, если не единственный, отечественный авиамотор М-11 при мощности в 100 л.с. к моменту начала производства обладал ресурсом аж в 50 часов, что давало законный повод для гордости в годы первых пятилеток, но и нарекания у эксплуатантов — пользователей авиации наземной (аэросаней), учебной и исполкомовской (общего назначения) вызывали — имелась возможность сравнить аэросани с легковым автомобилем, легкомоторные же самолеты норовили назвать летающими «Фордами». Необходимость массовой подготовки пилотов вопрос о расходовании и стоимости горючего делала принципиальным. Создание аэросаней и самолетов с автомотором стало не последней задачей. В СССР только разработанные М.В.Веселовским аэросани с автомотором были освоены в серийном производстве. Горьковский авиатехникум ГВФ построил партию аэросаней ГГАТ, использовавшихся связистами для перевозки почты, пожарными для совершения инспекторских поездок по удаленным районам.

Собравшись в неформальной обстановке, А.А.Смолин, заместитель главного конструктора ГАЗ Е.В.Агитов, конструктор ГГАТ и начальник мастерских техникума М.В.Веселовский обсудили результаты установки автомотора на аэросани, кои есть (в приближении) бескрылый самолет. Если автомотор прижился на самолете «с подрезанными крыльями», то и на крылатом место ему решили найти. Госбюджетных ассигнований не предвиделось, и деньги собрали комсомольцы ГАЗа. 3-го августа 1934 года ГАЗ и техникум заключили договор на постройку Колхозного Самолета (КС) с автомотором. Проект КС выполнил А.А.Смолин. В постройке КС и выполнении отдельных расчетов участвовали Н.А.Куняев, Е.И.Малеханов, В.А.Зверев и другие.

Параллельно с постройкой самолета на ГАЗе велись работы над авиаверсией мотора ГАЗ-А. Мотор получил название «ГАЗ-Авиа». К тому времени название Колхозный Самолет (Маломощный) — КС(М) стали расшифровывать как Коммунистический Союз Молодежи — КСМ. По договору между ГАЗом и техникумом от 15 июля 1935 года испытания КСМ надлежало завершить к 15 сентября. Специально для КСМ в районе села Борисовское, что недалеко от Горького, был построен ангар. Основную программу испытаний выполнил И.А.Квасов. Доработка самолета закончилась к 5 сентября с появлением закрытой кабины, а 17 сентября подвели бухгалтерский баланс, после чего техникум был ликвидирован. Веселовский с ближайшими соратниками перешел на завод «Красный Металлист», где организовал аэросанный цех. Самолет сдали ГАЗу. Инженер-летчик К.А.Калилец провел в НИИ ВВС с декабря 1935 года по январь 1936 года госиспытания КСМ, показавшие:
-полную возможность применения автомотора ГАЗ в авиации;
-КСМ-1 вследствие перетяжеления имеет низкие данные и не может служить образцом для серийной постройки.

Мотор ГАЗ установленный на самолете обладает:
а) большой надежностью работы (в том числе на трех сортах топлива),
б) простотой эксплуатации,
в) большой экономичностью,
г) возможностью получения больших серий.

После испытаний самолет вернулся в Горький. Фонарь кабины убрали — его раскритиковал Калилец.

Начальник ВВС Алкснис 2-го апреля 1936 года утвердил требования на «…самолет войсковой связи и сопровождения под автомотор ГАЗ…», за разработку коего взялся конструктор Грибовский, специально для сей цели командированный ОСОАВИАХИМом (ОАХ) в Горький. Работами по двигателю по-прежнему руководил Е.В.Агитов. В мае на КСМ установили авиационный вариант нового мотора М-1. Опыт оказался не вполне удачным, и мотор стали дорабатывать.

25 июня 1939 года был составлен акт с краткими результатами проведенных И.А.Квасовым заводских испытаний КСМ-1 с ГАЗ-85. О результатах доложили первым лицам государства, кои не замедлили отреагировать постановлениями Правительства № 241сс и № 242сс. Постановление № 241сс указывало на необходимость спроектировать, построить и предъявить на госиспытания к декабрю 1939 года самолет с мотором ГАЗ-85, со следующими характеристиками: «Скорость максимальная у земли — 120-130 км/ч, скорость посадочная — 50 — 60 км/ч, дальность на 0,9 максимальной скорости — 500 км, потолок — 5000 м».

ЛТХ:

Модификация: КСМ-1
Размах крыла, м: 12,00
Длина самолета, м: 7,00
Высота самолета, м: —
Площадь крыла, м2: 18,00
Масса, кг
-пустого самолета: 605
-максимальная взлетная: 860
Тип двигателя: 1 х ПД «ГАЗ-Авиа» М-1
-мощность, л.с.: 1 х 56
Максимальная скорость, км/ч: 121
Крейсерская скорость, км/ч: 108
Продолжительность полета, ч: —
Скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: 1620
Экипаж, чел: 2.

1.КСМ-1 с мотором ГАЗ-Авиа. 1

Легкий самолет КСМ-1 с двигателем «ГАЗ-Авиа».

2.КСМ-1 с мотором ГАЗ-Авиа.

Легкий самолет КСМ-1 с двигателем «ГАЗ-Авиа».

3.КСМ-1 с дв. ГАЗ-Авиа в полете

Легкий самолет КСМ-1 «ГАЗ-Авиа» в полете.

Самолет КСМ-1 с двигателем ГАЗ-авиа.

Легкий самолет КСМ-1 «ГАЗ-Авиа» в полете.

4.Мотор М-1 (ГАЗ-авиа) на КСМ-1.

Двигатель М-1 (ГАЗ-авиа) на КСМ-1.

5.КСМ-1 с авиационной версией двигателя ГАЗ-85.

КСМ-1 с авиационной версией двигателя ГАЗ-85.

5а.КСМ-1 с дв. ГАЗ-85.

КСМ-1 с авиационной версией двигателя ГАЗ-85.

6.КСМ-1 с дв. ГАЗ-85. Вид спереди

КСМ-1 ГАЗ-85. Вид спереди.

7.КСМ-1 с дв. ГАЗ-85. Вид сзади

КСМ-1 ГАЗ-85. Вид сзади.

8.КСМ-1 с дв. ГАЗ-85 на летнои поле

Летчики около самолета КСМ-1 с двигателем ГАЗ-85.

9.Носовая часть КСМ-1 с ГАЗ-85.

Носовая часть КСМ-1 с ГАЗ-85.

10.КСМ-1. Схема.

КСМ-1 ГАЗ-авиа. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
М-Хобби. Александр Кириндас. Рожденный ездить летать стремиться.