Легкая летающая лодка РКИИГА-74 «Эксперимент».

Разработчик: конструкторская группа РКИИГА
Страна: СССР
Первый полет: 1974 г.

Легкий самолет-амфибия Ш-2, созданная еще в 1930 году известным авиаконструктором В.Б.Шавровым, прослужив более 30 лет, оказалась последней в нашей авиации «летающей лодкой» легкого класса (полетный вес около 900 кг). А нужда в такой машине, особенно там, где много воды, весьма велика. Тот же Ш-2, выпуск которого прекратили на заводе в 1934 году, еще долго выпускали на ремонтных базах ГВФ. Амфибия послужила на авиалиниях Севера, Сибири и Дальнего Востока, разведывала ледовую обстановку в Арктике, летала на поиск рыбных косяков, патрулировала лесные массивы, помогала геологам. Оснащенный 115-сильным двигателем, самолет мог оставаться в воздухе 11 часов. Приводниться мог везде — был бы водный «пятачок» в несколько десятков метров да удобный подход к такому естественному аэродрому. Благо, что рек и озер в нашей стране предостаточно.

На смену амфибии Шаврова пришел Ан-2В — «гидровариант» широко известного биплана-работяги. По сравнению с Ш-2 — тяжеловес, и нередко грузоподъемность этой довольно большой, с просторной кабиной машины используется лишь на 10-20%. Надо, скажем, подкинуть геологам 100-килограммовый груз — для Ан-2 не ноша! — летит «Аннушка». Другой, более подходящей машины у Аэрофлота нет…

Заполнить вакантное место в ряду самолетов для народного хозяйства и стремилась конструкторская группа РКИИГА (под руководством кандидата технических наук Ф.Мухамедова и старшего преподавателя В.Цейтлина работали студенты Ю.Прибыльский, А.Швейгерт, В.Ягнюк, в заключительных работах и доводке участвовали инженер В.Бирюков, студенты О.Барышев, В.Пикалов, А.Ловцов). По мнению главного конструктора — кандидата технических наук Ф.Мухамедова, это была «конструкторская шутка», облачённая в серьёзную форму опытных и конструкторских работ.

Летательная машина, которой предстоит работать в «медвежьих углах», в отнюдь не тепличных условиях, должна быть простой по конструкции и надежной в эксплуатации. Это непреложное требование усугублялось вдобавок скромными производственными возможностями студенческого КБ. Ватман вытерпит все, но самые блестящие конструкторские находки останутся на бумаге, если нет рук, способных придать дереву и металлу изысканные аэродинамические формы. Словом, решено было, собрав «с миру по нитке», максимально использовать агрегаты и узлы серийных машин — не только летающих. Корпусом и стал катер «Прогресс». Крылья и хвостовое оперение с фермой фюзеляжа взяты от учебно-тренировочного планера КАИ-12 «Приморец».

Кабина гидросамолета — открытая, сиденья экипажа расположены в ряд. Экипаж — два пилота с парашютами или пилот и 1-2 пассажира.

Двигатель — авиационный, 4-цилиндровый, воздушного охлаждения, М-332. Номинальная мощность у земли — 115 л.с. Запускается от электростартера. Вннт тянущий, двухлопастный, металлический, с изменяемым в полете шагом. В заднем обтекателе мотогондолы размещены маслобак и агрегаты маслосистемы двигателя.

Электрооборудование самолета используется для запуска двигателя, питания приборов и радиостанции, привода подкачивающего насоса бензобака. Источники электроэнергии – генератор, установленный на двигателе, и аккумуляторная батарея типа 12А-30.

После двух сборок (первой в подвале СКБ, а второй, контрольной, во дворе учебного корпуса) летающую лодку перевезли на озеро Балтэзерс для испытаний. 6 сентября 1974 начались первые рулёжные испытания «РКИИГА-74». Они показали, что самолёт нуждается в доработке, и объём её оказался довольно большим. По рекомендации ЦАГИ был сделан накладной редан за центром тяжести лодки, который улучшил гидродинамические свойства лодки и сократил длину разбега самолёта перед взлётом. Первый полёт был выполнен 17 сентября.

Испытывали «РКИИГА-74» пилот первого класса Латвийского управления ГА В.Абрамов и сотрудник кафедры института лётчик В.Цейтлин. В ходе испытаний было выполнено 15 полётов общей продолжительностью около двух часов. На самолёте летали и его создатели — Ф.Мухаммедов, В.Ягнюк и А.Швейгерт.

Испытания показали, что лодка отрывается от земли на скорости 80 км\ч, а её крейсерская скорость полёта превышает 110 км\ч. В воздухе самолёт устойчив и хорошо слушается рулей во время манёвра. Испытания подтвердили все основные расчётные данные. Летающая лодка получилась достаточно простой в пилотировании и в эксплуатации, а также экономичной. Испытания выявили необходимость ещё некоторого усовершенствования лодки, что в дальнейшем и было сделано. В частности был поставлен водный руль, улучшена форма редана и планировалась установка убирающегося шасси с носовой стойкой для придания самолёту полной амфибийности (дипломный проект В.Г.Ягнюка), но эта работа по ряду причин осталась незавершенной.

Летающая лодка РКИИГА-74 экспонировалась на Всесоюзной выставке научно-технического творчества молодежи, действовавшей на ВДНХ летом 1976 года. Она пользовалась большим успехом у посетителей. Министерство высшего и среднего образования СССР наградило участников постройки летающей лодки Ю.Прибыльского, В.Ягнюка, А.Швайгерта, О.Барышева и В.Пикалова золотой медалью и дипломом «За лучшую студенческую научную работу».

РКИИГА-74, несмотря на малосерьёзное отношение к ней её разработчиков, вполне могла бы занять нишу, освободившуюся после снятия с эксплуатации маленького гидросамолёта Ш-2, но… кандидатов на эту так нужную в российских реалиях роль с тех времён стало в два-три раза больше, а массовой, дешёвой и надёжной рабочей лошадки «медвежьих углов» так и не появилось…

ЛТХ:

Длина, м: 8,10
Ширина лодки, м: 1,70
Высота, м: 2,34
Размах крыла, м: 13,24
Площадь крыла, м2: 20,20
Вес,кг
— пустого: 550
— взлетный: 900
Двигатель: 1 х ПД М-332
— мощность (взлетная), л.с.: 140
Крейсерская скорость, км/ч: 140
Скорость отрыва, км/ч: 80
Посадочная скорость, км/ч: 75
Дальность, км: 500

Летающая лодка РКИИГА-74 «Эксперимент» на ВДНХ летом 1976 года.

РКИИГА-74. Схема.

.

.

Список источников:
Журнал «Техника-молодежи» № 1 за 1977 г. Виктор Ягнюк. Летающий катер.
Сайт «Музей РКИИГА-РАУ». РКИИГА-74 — «Лодка-самолётка».