Легкий самолет «Аушра» (Заря).

Разработчик: В.Кянсгайл
Страна: СССР
Первый полет: 1989 г.0.Аушра.

«Аушра» — самый большой любительский самолет, созданный в Советском Союзе. Его максимальный взлетный вес — 2 200 кг, целевая нагрузка — 800 кг, и это является рекордом грузоподъемности. Этот «голиаф» самодельной авиации был создан практически в одиночку рижским пилотом Владасом Кянсгайлом по договору с колхозом «Аушра» («Заря») для выполнения авиахимработ в сельском хозяйстве.

Конечно, главное достоинство машины не в ее габаритах и массе, а в том, что она предназначена для выполнения авиахимработ в сельском хозяйстве, для чего снабжена большим баком для жидких химикатов и специальной аппаратурой для их распыления.

Фюзеляж самолета целиком из пластика, кабина расположена перед стеклопластиковым баком для химикатов, находящимся в центре тяжести машины. Приподнятое расположение кресла пилота обеспечивает отличный обзор, в кабине рядом с летчиком при перегонах может занять место механик. Достаточно высокая энерговооруженность и сравнительно низкая удельная нагрузка на крыло обеспечивают «Аушре» отличную маневренность, короткие разбег и пробег, столь необходимые на площадках ограниченных размеров.

Всесторонне оценив летные данные и конструкцию машины, техком и летчики-испытатели, слета СЛА-89, представили автора самолета к награждению первой премией Минавиапрома СССР — 10 тысяч рублей.

Думается, что «Аушра» с экономичным серийным двигателем М-14П может стать прототипом удачного сельхозсамолета и хорошей подсказкой профессиональным авиаконструкторам. Тем более что к числу технических особенностей «Аушры», способствовавших его скорой постройке и сравнительно небольшой стоимости, достижению лучших летных характеристик и высокой надежности, следует отнести крыло с фиксированным предкрылком и щелевым закрылком от самолета Як-12Р и горизонтальное оперение от той же машины. А силовая установка, шасси и системы аналогичны Як-52.

ЛТХ:

Год постройки: 1989
Назначение: сельхоз.
Экипаж, чел.: 2
Длина самолета, м : 9,57
Размах крыла, м: 14,85
Площадь крыла, м2: 28,4
Взлетная масса, кг: 2200
Масса пустого, кг: 1140
Двигатель: 1 х ПД М-14П
-мощность, л.с.: 1 х 360
Макс, частота вращения винта, об/мин.: 2900
Диаметр винта, м: 2,75
Удельная нагрузка на крыло, кг/м: 77,5
Удельная нагрузка на мощность, кг/л.с.: 6,1
Диапазон полетных центровок, % САХ: 28-41
Скорость сваливания, км/ч: 65
Макс.скорость полета, км/ч: 220
Скороподъемность у земли, м/с: 6
Дальность полета, км: 450.

1.Легкий самолет Аушра (Заря).

Легкий самолет «Аушра» (Заря).

2.Легкий самолет Аушра (Заря).

Легкий самолет «Аушра».

3.Легкий самолет Аушра (Заря).

Легкий самолет «Аушра».

5.Самолет Аушра в полете.

Самолет «Аушра» в полете.

6.Самолет Аушра в полете.

Самолет «Аушра» в полете.

4.Самолет Аушра. Компоновочная схема.

Самолет «Аушра». Компоновочная схема.

.

.

Список источников:
Техника-молодёжи № 12 за 1989 г.
Моделист-Конструктор № 2 за 1990 г. В.Кондратьев. Идеи новые, проблемы старые.
Фотоархив сайта russianplanes.net