Легкий сельскохозяйственный самолет СХ-2.

Разработчик: А.Н.Копейкин
Страна: СССР
Первый полет: 1990 г.

Этой истории могло и не быть, если бы не удачное стечение обстоятельств. Дело происходило в Краснодарском крае в самом конце 1980-ых годов. Краснодарские колхозы всегда были побогаче других, а в нашем случае это ещё был и колхоз-миллионер «Родина» с очень инициативным председателем Михаилом Павловичем Боглачёвым. Среди контактов председателя нашёлся человек с нужным образованием. Александр Николаевич Копейкин к тому моменту имел за плечами службу в ВВС (уволился в запас в звании подполковника), работу в качестве преподавателя и руководителя курсантского конструкторского бюро на кафедре аэродинамики и динамики полета Борисоглебского высшего военного авиационного училища лётчиков. Именно ему Боглачёв и предложил построить для колхоза собственный сельскохозяйственный самолёт.

Александр Копейкин с бригадой помощников взял со свалки Краснодарского авиаотряда крыло от L-410 и фюзеляж от только списанного вертолёта Ми-2 со всей авионикой. Стабилизатор от Ан-2 колхозу продали за помощь в разборе свалки металлолома. А двигатели М-14П и винты к ним были приобретены у Краснокутского лётного училища, в котором не знали куда девать выведенные из эксплуатации учебно-тренировочные самолёты Як-18. Закипела работа и за 8 месяцев бригада лучших слесарей колхоза «Родина» под руководством Копейкина и его товарищей-лётчиков создала уникальный самолёт, получивший обозначение СХ-2 и прозвище «Челленджер».

В 1990 году первые полёты на нём выполнил лично Александр Копейкин. Новый аппарат в пилотажных качествах не уступал серийному Ан-2, но стоил значительно дешевле (общие затраты на постройку вышли в районе 24 тысяч советских рублей, включая расходы на зарплату сотрудникам) и был гораздо экономичнее. «Челленджер» успешно справлялся со своей основной задачей — химической обработкой полей — и привлекал внимание авиационных энтузиастов. На волне интереса к самолёту Александр Николаевич Копейкин даже создаёт при колхозе аэроклуб, дополнив лётный парк Ан-2 и Як-52.

Карьера СХ-2 продолжалась недолго. После распада СССР, в 1992 году председатель колхоза решает приватизировать всё имущество. Включая и авиационную технику, принадлежащую колхозу. Несмотря на протесты Александра Копейкина и его коллег, аэроклуб расформировали, ДОСААФовские самолеты перегнали на другой аэродром, а самодельный самолет сожгли…

ЛТХ:

Максимальный взлетный вес, кг: 2500
Двигатели: 2 х ПД М-14П
— мощность, л.с.: 2 х 360
Скорость, км/ч
— максимальная: 230
— отрыва: 75-80
— посадочная: 65
Макс. грузоподъемность 1000 кг (емкость химбака — 800 л.)

Самолет СХ-2 на стоянке. 1990 год. Фотоархив А.Н.Копейкина.

Самолет СХ-2 в полете. 1990 год. Фотоархив А.Н.Копейкина.

Самолет СХ-2 заходит на посадку. 1990 год. Фотоархив А.Н.Копейкина.

.

.

Список источников:
Основной аэродром. Краснодарский «Челленджер» — уникальный самолёт инженера Копейкина.
Сайт Борисоглебского ВВАУЛ. Рассказ Александра Николаевича Копейкина о себе.