Разведывательная летающая лодка МР-5.

Разработчик: Григорович
Страна: Россия
Первый полет: 1929 г.0.мр-5

Морской разведчик МР-5 с двигателем BMW-VI мощностью 500/680 л.с. начал проектироваться в 1927 году, а постройка его началась в 1928 году. Создание МР-5 совпало с переездом отдела морского самолетостроения в Москву, поэтому аппарату передались все неприятности этого смутного периода. Уже позднее в ОПО-3 отмечали, что работа по созданию МР-5 сразу пошла нескладно. Не был утвержден эскизный проект, не проведены продувки аэродинамической модели, тем не менее, разработка самолета велась полным ходом. После ареста Григоровича МР-5 в полуразобранном состоянии принял конструктор Самсонов, который далее отвечал за его строительство и усовершенствование.

Новая летающая лодка была выполнена по прежней, отработанной схеме — лодочного биплана с двигателем жидкостного охлаждения и толкающим воздушным винтом. В пояснительной записке к предъявленному на испытания самолету указывалось, что МР-5 «…весь из кольчугоалюминия, за исключением крыльев и боковых поплавков».

Лодка-фюзеляж имела 7 водонепроницаемых отсеков, в носовой части устроено дополнительное водонепроницаемое дно. Для прохода внутри лодки были оборудованы круглые задраиваемые люки, еще один такой люк находился в верхней палубе для выемки бензиновых баков. Всего таких основных баков в лодке имелось два, общей емкостью 608 л, еще один бак — расходный, емкостью 64 л. Масляный бак разместили под радиатором охлаждения, что придало моторной гондоле в передней нижней части своеобразный «оттопыренный» вид. Двигатель BMW-VI оснастили деревянным воздушным винтом диаметром 3,18 м.

Самолет был оборудован двумя турелями ТУР-5 и ТУР-6, под нижним крылом с каждой стороны монтировались по два держателя ДЕР-6, позволяющие подвешивать авиабомбы в двух комбинациях: 4 x 82 кг или 8 x 48 кг.

МР-5 достроили на авиазаводе № 22 и летом 1929 года доставили в Таганрог. Летал на испытаниях в июне-июле 1929 года летчик С.Т.Рыбальчук. Он же перегнал самолет в сентябре в Севастополь. Испытания показали, что в воздухе самолет ведет себя хорошо, устойчив, однако взлет с воды оказался очень тяжел. На разбеге вокруг лодки стояла сплошная пелена брызг, взлетная дистанция была очень велика.

Комиссия по определению дальнейшей судьбы МР-5 состоялась 1 декабря 1929 года. В работе комиссии принимал участие, в том числе, и представитель НТК УВВС Бартини. Было сделано заключение, что МР-5 имеет неудачные обводы носовой части лодки, что ведет к значительному брызгообразованию на взлете, «летчиков в кабине заливает водой». По этой причине не стали проводить испытание его мореходности при ветровой волне и накате. Кроме того, пилоты отметили невысокие маневренные свойства самолета на боевой высоте 3000 м. По совокупности всех эксплуатационных качеств комиссия не рекомендовала принимать МР-5 в представленном виде на снабжение ВВС РККА. Предлагалось произвести изменения обводов носовой части лодки, после чего все испытания повторить.

Для реализации задуманных переделок в начале 1930 года МР-5 передали в конструкторское бюро Ришара, получившее наименование ОПО-4. Здесь работа значилась как плановая в течение года. Однако, судя по многочисленности заданий, возложенных на эту организацию, здесь было не до исправления самолетов других конструкторов. Таким образом, работа по созданию МР-5 благополучно пережила ОМОС, ОПО-3, а с уходом Ришара и ОПО-4.

В 1931 году начальник морского отдела ЦКБ-ЦАГИ И.В.Четвериков добился разрешения довести многострадальный МР-5 до хороших показателей мореходности. Ему удалось построить новый деревянный лодочный фюзеляж, с которым самолет обозначался как ЦКБ № 10 или МР-5бис. В январе 1932 года Четвериков докладывал, что начались испытания самолета № 10. Очевидно, это были летные испытания на лыжах. Основные испытания провели летом 1932 года на участке Москвы-реки, там, где сейчас находится Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКО). Обводы модернизированной лодки теперь оценивались удачными, брызгообразование снизилось до приемлемых значений. Впрочем, вопрос о серии не возникал. В то время на авиазаводе в Таганроге уже серийно строили лицензионную летающую лодку итальянской конструкции Savoia S-62, которая в ВВС РККА получила обозначение МБР-4.

ЛТХ:

Модификация: МР-5
Размах крыла, м
-верхнего: 15,60
-нижнего: 13,65
Длина, м: 11,47
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 53,00
Масса, кг
-пустого самолета: 2226
-нормальная взлетная: 3282
Тип двигателя: 1 х ПД BMW.VI
-мощность, л.с.: 1 х 680
Максимальная скорость, км/ч: 193
Крейсерская скорость, км/ч: 165
Радиус действия, км: 525
Cкороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: 4000
Экипаж, чел: 2
Вооружение: 2 х 7,62-мм пулемета на турелях
Бомбовая нагрузка: легкие бомбы — 4 x 82 кг или 8 x 48 кг.

1.Летающая лодка МР-5.

Летающая лодка МР-5.

2.Летающая лодка МР-5.

Летающая лодка МР-5.

3.Летающая лодка МР-5бис.

Летающая лодка МР-5бис.

3а.МР-5 на разбеге.

МР-5 на разбеге.

3б.МР-5 на разбеге.

МР-5 на разбеге.

3в.МР-5 на разбеге.

МР-5 на разбеге.

4.МР-5. Рисунок

МР-5. Рисунок.

МР-5. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Авиация и Космонавтика. Михаил Маслов. Самолеты Дмитрия Григоровича.
Сайт «Уголок неба». 2015 страница: «Григорович МР-5».