Разведывательная летающая лодка МРЛ-1.
Разработчик: Д.П.Григорович
Страна: СССР
Первый полет: 1925 г.
В начале 1924 года последовало предложение Морского ведомства о создании нового аппарата, определяемого как морской разведчик. Заказ на проектирование МРЛ-1 (Морской Разведчик с двигателем «Либерти» — первый) был выдан Авиаотделом снабжения ВВС 13 июня 1924 года.
Это был период, когда Дмитрий Павлович Григорович уже ушел с завода № 1, поэтому значительный объем конструкторских работ выполнили в его квартире на Садово-Кудринской улице. К проектированию приступили в июне, а 18 сентября 1924 года после рассмотрения всей документации и определения тактико-технических требований проект утвердили на совещании Научно-технического комитета Воздушного флота. Далее последовала передача заказа на изготовление самолета ленинградскому заводу ГАЗ № 3 «Красный летчик».
Схема — летающая лодка с толкающим винтом, одностоечный биплан с небольшим выносом, со стрелковой точкой за винтом. Лодка — двухреданная, длиной 9,8 м (до первого редана 4,0 м), шириной 1,5 и высотой 1,3 м. Конструкция лодки была чрезмерно трудоемкой и дорогой. Фанерный корпус лодки был обшит тонкими досками (4 х 80 мм) на медных заклепках впотай, с алюминиевыми шайбами. По палубе и верхней части бортов эти доски были сосновые, ниже — ясеневые, еще ниже — ореховые, а от ватерлинии и по дну — красного дерева, причем на днище — в два слоя. Между фанерой и дощатой обшивкой был проложен слой полотна, пропитанного подмазочным (не сохнущим) лаком. Внешний вид лодки был очень красив, но и несколько десятков килограммов лишней массы были налицо. Впереди находилась двухместная кабина пилотов, размещенных рядом друг с другом, перед ними — место воздушного стрелка. Второй стрелок для обороны задней полусферы размещался за двигателем.
Коробка крыльев была нормальной конструкции, профиль — «Геттинген-436». Стойки — N-образные с фанерными обтекателями. Радиатор — лобовой сотовый. Стабилизатор — с изменяемым в полете углом установки. Самолет был выполнен очень чисто, но был заметно перетяжелен.
Постройку МРЛ-1 на ГАЗ № 3 закончили в мае 1925 года, а 6 июня самолет доставили на гидроаэродром, где произвели его сборку, регулировку и пробные спуски на воду. Уже на первом этапе испытаний выяснилось, что лобовой радиатор охлаждения мал, а потому двигатель греется, воздушный винт дает на земле 1700 об/мин, при том, что снимать полную мощность с двигателя требовалась при частоте вращения 1550 об/мин.
Первый полет новой лодки состоялся 22 июня 1925 года. После выполнения еще нескольких полетов был сделан вывод, что при рулении по воде МРЛ-1 обладает недостаточной продольной устойчивостью и долго разбегается при совершении взлета. Впрочем, в воздухе самолет вел себя вполне нормально и демонстрировал удовлетворительную управляемость. Максимальная скорость в горизонтальном полете на высоте 1000 м составляла 180-185 км/ч. На заключительной фазе испытаний во время полета на максимальный потолок лопнул масляный бак, и самолет произвел вынужденную посадку с остановленным двигателем. Причиной поломки стало отсутствие суфлирующего отверстия в маслобаке, при нагревании масла и пониженном давлении на высоте он лопнул по месту пайки листов.
В ходе испытаний произвели 9 полетов, которые позволили оценить конструкцию и качество изготовления МРЛ-1 как удовлетворяющие заявленным требованиям. Однако затяжной разбег и плохой отрыв от воды считались недопустимыми, что объяснялось неудачными обводами лодки. Кроме того, не удовлетворяли малая скороподъемность и достигнутый потолок 3050 м. Хотя в отношении МРЛ-1 уже были приняты решения по изготовлению серии, от него в конце концов отказались. Единственный построенный экземпляр передали для эксплуатации на Белое море, где он использовался в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН) как самолет связи с материком.
ЛТХ:
Тип: МРЛ-1
Год выпуска: 1925
Длина самолета, м: 10,6
Размах крыла, м: 13,2
Площадь крыла, м2: 50,0
Двигатель: 1 х ПД «Либерти»
-мощность двигателя, л.с.: 1 х 400
Масса пустого самолета, кг: 1660
Масса топлива, кг: 520
Масса полной нагрузки, кг: 940
Масса полетная, кг: 2600
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2: 52,0
Удельная нагрузка на мощность кг/л.с.: 6,5
Весовая отдача, %: 36,0
Скорость максимальная у земли, км/ч: 185
Скорость посадочная, км/ч: 95
Время набора высоты, мин: 1000 м — 11 ; 2000 м — 26 ; 3000 м — 55
Потолок практический, м: 3050
Продолжительность полета, ч: 5
Дальность полета, км: 950.
МРЛ-1. Схема.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Г.Ф.Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999.
Михаил Маслов. Самолеты Дмитрия Григоровича.