Транспортный самолет-амфибия МА-1.
Разработчик: В.Я.Крылов, В.Ф.Рентель
Страна: СССР
Первый полет: 1939 г.
В конце 30-х годов для местных воздушных линий, в дополнение к уже зарекомендовавшим себя в эксплуатации легким двухместным У-2 и трехместным амфибиям Ш-2, потребовались и более крупные самолеты, способные брать 4-6 пассажиров или до 400-500 кг груза, производить посадку и взлетать с малых аэродромов и с небольших рек и озер.
Такой самолет-амфибию под двигатель МГ-31Ф, мощностью 330 л.с., было поручено разработать группе ленинградских конструкторов. В декабре 1939 года в Ленинградских авиаремонтных мастерских Аэрофлота закончилась постройка самолета МА-1 (местная амфибия, первая), сконструированного инженерами Виктором Яковлевичем Крыловым и Владимиром Федоровичем Рентелем.
Самолет МА-1 — однореданная летающая лодка высокоплан с крылом типа «чайка», с подкрыльевыми поплавками и тянущей установкой двигателя. Конструкция деревянная. Каркас корпуса лодки — сосна, обшивка — фанера толщиной 3 мм на бортах и палубе и 5 мм на редане, оклеенная полотном на аэролаке. Шпангоуты рамные, в бортах диагональные раскосы, борта плоские. Переборки в лодке лишь немного выше ватерлинии. Центроплан — одно целое с лодкой, с углом «чайки» в 30°.
Крыло площадью 29,6 квадратных метров двухлонжеронное с фанерной обшивкой (2 мм) на половине размаха консолей и на концах (1,5 мм) консолей (нервюры 9-20). Элероны — с коробчатым носком- лонжероном, без раскосных нервюр. Закрылки своеобразной конструкции — фанерные, на довольно длинных кронштейнах, опускаемые на угол 60° с увеличением при этом площади крыла, без щели, очень эффективные. Стабилизатор — двухлонжеронный с фанерной обшивкой.
Шасси были оригинальной схемы, небольших размеров, с малыми длинами и плечами его стержней, очень компактное и легкое. Поднятые колеса шасси прилегали к бортам лодки, за колесами были наружные обтекатели на бортах. Костыль под ахтерштевнем лодки убираемый. Привод уборки шасси пневманический, как и привод опускания закрылков. Зимой колеса заменялись лыжами. Управление самолетом двойное, смешанное. Вес пустого самолета — 1400 кг, взлетный — 2200 кг.
Зимой 1939-1940 годов летчик А.В.Кржижевский начал испытания МА-1. Первоначально полеты производились с заснеженного аэродрома на лыжах, без подкрыльных поплавков. Весной испытания были продолжены в Гребном порту Ленинграда. Они, как и зимние, прошли удачно. Летные данные были очень хорошие.
В дальнейшем на МА-1 было выполнено несколько перелетов. С коммерческой нагрузкой в 450 кг (4 пассажира и 130 кг груза) самолет развивал скорость до 210 км/час, набирая высоту свыше 4 тыс. м. Интересно, что МА-1 и Ш-7 строились совершенно независимо. 4 октября 1940 года МА-1 и Ш-7 одновременно демонстрировались руководству в полетах и посадках у Химкинского речного вокзала. МА-1 летала немного лучше, показав преимущество в посадочной скорости и в скороподъемности, но при выходе из воды на спуск в ней деформировалось и подогнулось шасси и проломилось днище лодки, что показало недостаточную местную прочность. Дальнейшей работе над самолетом помешала война. О дальнейшей судьбе этой машины сведения отсутствуют.
ЛТХ:
Модификация: МА-1
Размах крыла, м: 14,00
Длина самолета, м: 11,82
Высота самолета, м: 2,86
Площадь крыла,м2: 29,60
Масса, кг
-пустого самолета: 1400
-максимальная взлетная: 2200
Тип двигателя: 1 х ПД МГ-31Ф
-мощность, л.с.: 1 х 330
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 210
-на высоте: 204
Крейсерская скорость, км/ч: 196
Практическая дальность, км: 1200
Практический потолок, м: 4300
Экипаж, чел: 2
Полезная нагрузка: 4 пассажира и 130 кг груза.
Транспортный самолет-амфибия МА-1.
МА-1 на лыжном шасси.
МА-1 на лыжном шасси. Вид сзади.
МА-1. Схема.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Г.Ф.Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.