Планер БП-1 (ЦАГИ-1).

Разработчик: А.А.Сеньков
Страна: СССР
Первый полет: 1934 г.

Одноместный экспериментальный планер-бесхвостка конструкции А.А.Сенькова был построен в 1933 году. При проектировании планера была произведена продувка его моделей в аэродинамических трубах ЦАГИ. Участник X ВПС.

По схеме планер БП-1 был выполнен в виде свободнонесушего крыло треугольной формы в плане с прямой задней кромкой. Кабина пилота располагалась в крыле по его оси и снизу заканчивалась посадочной лыжей, а сверху накрывалась прозрачным колпаком с обтекаемым заголовником.

Крыло имело отрицательную геометрическую крутку до -6° на конце. Для продольного управления по концам крыла располагались подвесные элевоны с 17%-ной аэродинамической компенсацией и отогнутыми пластинами по задней кромке. Для обеспечения устойчивости и управляемости на концах крыла располагались шайбы, состоящие из неподвижных частей — килей и подвижных — рулей, которые отклонялись дифференциально и только наружу. На концевых поверхностях крыла были расположены поднимающиеся «форточки», играющие роль дифференциальных интерцепторов.

Посадочными приспособлениями являлись лыжа и костыль, которые изначально обеспечивали посадочный угол атаки равный 15°. Однако из-за низкой установки концевых шайб и касания ими земли были случаи разкого разворота планера. этот недостаток устранили увеличив длину костыля, что понизило посадочный угол атаки до 7°30″. В связи с чем планер вынужден был взлетать и садиться при значении коэффициента подъемной силы Су=0,3, в результате получались большие разбег и посадочная скорость.

Конструкция планера была выполнена целиком из дерева. Крыло имело три параллельно расположенных лонжерона и было обтянуто полотном, за исключением кормовых сечений и носка, обшитых фанерой. Профиль крыла — М-6бис 12% относительной толщины.

Первые пробные облеты планера были выполнены на планерной станции под Москвой. В Коктебеле планер испытывал летчик А.Н.Скородумов, отметивший удовлетворительную устойчивость и управляемость в обычном полете, но недостаточность рулей высоты при выполнении петли Нестерова. Была также отмечена теснота пилотской кабины и недостаточность обзора из нее.

ЛТХ:

Длина, м: 3,4
Размах крыла, м: 12,0
Площадь крыла, м2: 18,0
Удлинение: 8,0
Удельная нагрузка, кг/м2: 14,6
Масса, кг: 184
Макс. аэродинамическое качество: 17,7
Мин. скорость снижения, м/с: 0,94.

 

Планер БП-1 (ЦАГИ-1). 1934 г.

2.БП-1 (ЦАГИ-1). Схема

БП-1 (ЦАГИ-1). Схема.

.

.

Список источников:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.
Д.А.Соболев. Столетняя история «летающего крыла».