Планер БИЧ-1.

Разработчик: Б.И.Черановский
Страна: СССР
Первый полет: 1923 г.

В 1921 году Б.И.Черановский предложил проект самолета типа летающего крыла с удлинением 1,5, очерченного по параболе. Многие аэродинамики ЦАГИ не верили в возможность применения такой формы крыла и возражали против ее введения. Однако продувки крыльев этого типа с удлинениями 1,5; 3 и 6 в общем опровергли высказанные опасения. Реализация этого летательного аппарата конструкции Черановского состоялась во многом благодаря поддержке московского кружка планеристов «Парящий полет», председателем которого являлся военный летчик К.К.Арцеулов.

Планер БИЧ-1 был построен в кружке «Парящий полет» в 1923 году. По схеме представлял собой летающее крыло параболической формы с открытой кабиной и 2-хколесным шасси. В качестве органов управления были применены элероны, расположенные вдоль всей задней кромки. Пилотская кабина была расположена примерно на 1/3 части корневой хорды, максимальная толщина которой достигла 0,45 м. Пилот влезал в нее снизу через специальное отверстие, которое после этого зашнуровывалось.

Предварительные испытания состоялись 1 апреля 1923 года на аэродроме Московской школы авиации (восточная часть Ходынки). Несмотря на плохое состояние летного поля – снег почти растаял и кругом стояли лужи воды — планер привязали к аэросаням и буксировали вдоль аэродрома, наблюдая за состоянием устойчивости и управляемости. Выяснилось, что планер хорошо сохраняет поперечную устойчивость, отмечалась достаточная чуткость рулей. Акт предварительных испытаний утвердили члены кружка планеристов Арцеулов, Надашкевич, Михеев.

Планер БИЧ-1 с удлинением равным 4, показали на I Планерных Всесоюзных Состязаниях 1923 года. На состязаниях попытка взлететь на планере, пилотируемом летчиком В.Ф.Денисовым, не увенчалась успехом. При совершении первых попыток взлета, при очень слабом ветре, планер не отрывался от земли. Черановский продолжал совершенствовать свою конструкцию, в частности оборудовал руль поворота, однако в последние дни состязаний из-за недостатка летного состава планер не был испытан.

Популяризатор авиации Евгений Бурче в журнале «Вестник Воздушного Флота» № 6 за 1923 год в отношении этого планера записал: «Моноплан, состоящий из одного сплошного крыла толстого профиля, имеющего в плане параболу. Конструктивно выполнен в виде фермы. Обычные рули отсутствуют, их заменяют большие, во всю заднюю кромку элероны, имеющие кроме взаимно противоположных движений также и совместные.»

ЛТХ (в скобках данные, указанные, в более поздних источниках, лично Черановским):

Длина, м: 2,85 (3,26)
Размах крыла, м: 5,7 (4,9)
Площадь крыла, м: 12,0
Удлинение: 3,0
Удельная нагрузка, кг/м2: 8,5
Масса, кг: 30 (32)

Планер БИЧ-1.

Планер БИЧ-1 на I Всесоюзных Планерных Испытаниях. Узун-Сырт, 1923 г.

Б.И.Черановский в планере БИЧ-1. Узун-Сырт, 1923 г.

 

2.БИЧ-1 в лагере планеристов в Коктебеле.

Планер БИЧ-1 в лагере планеристов в Коктебеле. Узун-Сырт. 1923 г.

3.Каркас планера БИЧ-1.

Каркас планера БИЧ-1.

БИЧ-1. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
А.П.Красильщиков. Планера СССР.
Журнал «Самолет», № 8, 1934 г.
Журнал «Авиация и космонавтика» № 04 за 2016 г. Михаил Маслов. Б.И.Черановский и его «параболы».