Планер КАИ-4.

Разработчик: И.Потницев, Г.Н.Воробьев
Страна: СССР
Первый полет: 1937 г.

Двухместный планер рекордного типа был спроектирован студентом Казанского авиационного института И.Потницевым под руководством Г.Н.Воробьева и построен в мастерских КАИ в 1937 году.

По схеме планер представлял из себя среднеплан со свободнонесущим крылом типа «чайка» и V-образным оперением. Крыло в плане имело излом передней кромки с увеличением стреловидности в концевой части, задняя кромка составляла прямой угол к оси фюзеляжа. Все размеры и параметры планера КАИ-4 были ближе к одноместным, нежели к двухместным планерам.

Конструкция крыла и фюзеляжа планера КАИ-4 была близка к конструкции КАИ-3. Планер КАИ-4 просуществовал всего 13 дней. За это время пилот И.П.Коротов совершил на нем три полета и перекрыл три международных рекорда. 20 мая 1937 года Коротов прошел по прямой 285 км. 1 июня 1937 года он же набрал высоту над местом старта 4890 м, перекрыв тем самым рекорд для 2-хместных планеров и абсолютный рекорд высоты для планеров. В этом полете Коротов вошел в громадное кучевое облако с выраженным грозовым характером. Через 15 мин. наблюдавшие с земли увидели кувыркающиеся крупные части планера: крыло, части фюзеляжа, а затем два раскрывшихся парашюта. Пилот Коротов и его пассажир рассказали что планер поднимало со скоростью 6-7 м/с. При этом на них поочередно обрушивались дождь, крупный град и сильная снежная метель. Все это происходило при сильной болтанке и обледенении. Многократное увеличение перегрузки привело к разрушению планера в воздухе. Рекордная высота была определена по обнаруженному на земле барографу.

Уроки этого полета послужили серьезным предостережением для планеристов-высотников — планеры для полетов в облаках должны иметь максимальный запас прочности, кабины должны иметь оборудование для слепых полетов, а пилоты должны иметь соответствующую подготовку.

Планер КАИ-4. Схема

КАИ-4. Схема.

.

.

Источник:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.