Планер «Коктебель».

Разработчик: С.П.Королев, С.Н.Люшин
Страна: СССР
Первый полет: 1929 г.

Планер «Коктебель» разработан С.П.Королевым совместно с С.Н.Люшиным, построен в 1929 году в Москве. По схеме планер представлял собой высокоплан со свободнонесущим крылом большого удлинения трапециевидной формы в плане и выделялся хорошими аэродинамическими качествами. Не смотря на значительно большую, чем у всех других планеров, удельную нагрузку, он летал нисколько не хуже своих более легких конкурентов. Обладал большой горизонтальной скоростью и будучи устойчивым, был послушен в управлении.

На фюзеляже значительной длины с помощью незначительных наплывов, играющих роль центроплана, крепились трапециевидные консоли большого удлинения.
Крыло было двухлонжеронным с фанерной обшивкой до заднего лонжерона. Нервюры состояли из трех частей, их средние части были косыми и в плане образовывали с лонжеронами ферму с треугольными элементами. Благодаря этому крыло планера обладало большой жесткостью.

Металлические детали изготавливали в мастерских Академии воздушного флота, деревянные — в деревообделочных мастерских трамвайного парка им. Петра Щепетильникова на Лесной улице. Сборку планера производили на охраняемом складе пиломатериалов на Беговой улице. По предложению С.Н.Люшина новенький планер назвали «Коктебель» — в честь того места, где ежегодно проводились планерные состязания.

Этот планер относился к классу рекордных и отличался оригинальной конструкцией, позволившей пилоту К.К.Арцеулову совершить на нём полет по маршруту, ранее недоступному для других планеров. По массе «Коктебель» превышал другие представленные на состязаниях в Коктебеле в 1929 году планеры, но благодаря совершенству аэродинамических характеристик его «показатель летучести» укладывался в нормы немецких планеров, известных своими высокими летными качествами.

Полеты летчика К.К.Арцеулова показали, что несмотря на большую нагрузку на квадратный метр крыла, он взлетает легко, в воздухе устойчив, хорошо слушается рулей. Конструкторы добились всего, к чему стремились.

Планер «Коктебель» был отмечен в прессе как большое достижение конструкторов. Фотографию планера поместили на обложке журнала «Вестник воздушного флота» № 12 за 1929 год, в котором освещались итоги VI Всесоюзных планерных состязаний. Планер участвовал также в VII ВПС.

ЛТХ:

Тип: «Коктебель»
Размах, м: 17
Длинна, м: 7,75
Площадь крыла, м2: 16,4
Нагрузка на крыло, кг/м2: 25
Профиль крыла: ЦАГИ-527
Полетный вес, кг: 300
Макс. аэродинамическое качество: 25.

1.Планер Коктебель.

Планер «Коктебель».

Планер «Коктебель».

Планер «Коктебель».

2.Транспортировка на гору Клементьева планера Коктебель. 1929 г.

Транспортировка на гору Клементьева планера «Коктебель». 1929 г.

3.Планер Коктебель в полете.

Планер «Коктебель» в полете.

4.Королев, Люшин и Арцеулов около планера после полета.

Королев, Люшин и Арцеулов около планера «Коктебель» после полета.

5.С.П.Королев в кабине планера Коктебель. Рядом С.Н.Люшин и К.К.Арцеулов.

С.П.Королев в кабине планера «Коктебель». Рядом С.Н.Люшин и К.К.Арцеулов.

6.Сергей Люшин в кабине планера.

Сергей Люшин в кабине планера «Коктебель». Рядом С.П.Королев.

7.Планер Коктебель. Схема 1

Планер «Коктебель». Схема 1.

8.Планер Коктебель. Схема 2

Планер «Коктебель». Схема 2.

.

.

Список источников:
С.П.Королев. Взлет начинался с планеризма.
Журнал «Техника-молодежи» № 8 за 1980 г.
Архив РГАНТД.