Планер ВИ-1 «АвиаВНИТО ЦАГИ».
Разработчик: В.Н.Врягов, М.Д.Ильин
Страна: СССР
Первый полет: 1935 г.
Одноместный рекордный планер-паритель конструкции В.Н.Врягова и М.Д.Ильина был построен в Москве при ЦАГИ в общественном порядке во внеурочное время бригадой АвиаВНИТО в 1935 году. После внезапной смерти Н.В.Врягова, дальнейшее проектирование и постройка планера проходили под руководством М.Д.Ильина.
Основная идея схемы планера — обеспечение наилучших условий при полете на больших углах атаки для набора высоты в восходящем потоке. Для этого был применен крыловой прфиль Р-III. С целью уменьшения профильного и вредного сопротивления вся поверхность планера ВИ-1 была сделана очень гладкой. Для лучшего выдерживания профиля крыло вместо полотна было обшито 1-мм фанерой. Мидель фюзеляжа был минимальным благодаря полулежачему положению пилота в кабине, закрытой обтекаемым фонарем.
По схеме планер представлял собой высокоплан с чайкообразным свободнонесущим крылом и V-образным оперением эллиптической формы. Сочленение крыла с изогнутым профилеобразным фюзеляжем осуществлялось с помощью зализов.
Крыло однолонжеронной конструкции с фанерным носком и косым вспомогательным лонжероном. Центроплан размахом 1,4 м выполнен вместе с фюзеляжем.
Фюзеляж типа монокок представлял собой каркас из 28 шпангоутов и 8 стрингеров, обшитый фанерой 1,0 и 1,5 мм толщины. Поперечная, путевая и продолная устойчивость планера ВИ-1 обеспечивалась благодаря крылу типа «чайка», поперечному V, центровке и оперению площадью 2,7 м2. Поперечная управляемость обеспечивалась щелевыми элеронами, занимавшими 55% размаха крыла. Почти вся площадь V-образного оперения была использована для рулей с 20%-ной компенсацией. Неподвижной оставалась лишь небольшая средняя часть, являющаяся как бы центропланом оперения.
Летные испытания планера ВИ-1, проведенные Б.И.Киммельманом 18 сентября 1935 года в Тушино, состояли из двух полетов, один до высоты 1-2 м, второй — до 1000 м.
Планер участвовал в XI ВПС в Крыму, куда он прибыл на буксире за самолетом Р-5. Планеру ВИ-1 была присуждена первая премия по классу одноместных рекордных планеров.
ЛТХ:
Длина, м: 6,75
Размах крыла, м: 19,0
Площадь крыла, м2: 16,9
Удельная нагрузка, кг/м2: 17,5
Удлинение: 21,4
Профиль крыла: Р-III
Масса, кг: 215
Макс. аэродинамическое качество: 28.
У планера ВИ-1 «АвиаВНИТО».
ВИ-1 «АвиаВНИТО» ЦАГИ. Схема.
.
.
Источник:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.