XI Всесоюзные планерные состязания 1935 года.

XI Всесоюзные планерные состязания проходили на горе Клементьева с 6 сентября по 6 октября 1935 года. На этот раз Высшая летно-планерная школа встретила участников традиционного слета ослепительно белыми стенами отремонтированных зданий и ангаров, образцовой чистотой и значительным числом транспортных единиц, способных поднять на колеса весь состав слета. Работали почта, телеграф, парикмахерская и душевые.

В эти дни на горе Клементьева можно было видеть представителей трех стран: турецких планеристов, делегацию планеристов Чехословакии и помошника военного атташе Франции.

Начальником состязаний был Л.Г.Минов. На слете большую работу провел технический комитет под руководством Д.А.Ромейко-Гурко. Были собраны статистические материалы по 27 планерам, 11 планеров просчитаны на прочность, 4 планера испытаны в полете, проведены в полете измерения поляры для 7 планеров и сняты балансировочные кривые для 2. В экспериментальной группе активно работали летчик А.Н.Скородумов, мастер советского планеризма Н.С.Юдин, инженеры А.А.Борин и А.Ф.Турчков.

Всего на XI ВПС вместе с серийными было доставлено 70 планеров, из которых 27 — новых конструкций.

Кроме планеров Г № 2, Г № 5, Г-13, «Крымосоавиахим», КИМ-1, БС-3 и ДК-2, известных по предыдущим слетам и не требовавшим проверки их расчетов прочности, имелся целый ряд планеров, прошедших летные испытания на месте постройки. В эту группу прежде всего входили аппараты постройки Планерного завода: КИМ-2, РФ-5, Г № 6, Ш-8, СК-9, БС-4, БА-1, РЭ-4, Г-19, ПИ-6, ДК-3 и планер «АвиаВНИТО ЦАГИ ВИ-1», построенный при ЦАГИ.

Из планеров не московского происхождения к участию в слете были допущены: «С.Орджоникидзе» Б.В.Белянина из Новочеркасска, «М.Водопьянов» С.Г.Исаева и В.И.Хейфеца из Краснодара, КАИ-1 и КАИ-2 Г.Н.Воробьева из Казани.
Конструкторы В.Н.Верзилов и П.А.Еремеев прадставили на слете три планера: «Сталинец- 2бис», «Сталинец-3» и «Сталинец-4», принимавшие участие в слете планеристов РККА и расчеты которых у техкома слета не вызывали сомнений в их пригодности к полетам.
Ленинград выставил на слет новый планер «Чайка» конструкции Б.В.Раушенбаха, вопрос о перелете которого на слет решался планерным отделом ЦС Осоавиахима и техкомом Ленинградского областного Осоавиахима.

Несколько слабее с контролем за конструированием расчетами планеров обстояло дело в Украинской организации Осоавиахима. Заключение на планеры ОНК-2 и ОНК-3 О.Н.Кабанова из Харькова и планер ЦК ЛКСМУ киевлян И.Перлова, Я.Рудницкого и М.Барановского, а также планер «Киров» В.М.Заярного техком слета выдал только после проверочного расчета.
Планеры «Маинефть», «Запорожский аэроклуб» и «Спартак» были забракованы по конструктивным дефектам и к полетам не допускались.

Не смотря на принятые техкомом меры на слете произошла тяжелая авария. Планер ЭФ-1 («Эксплуатационный факультет-1») слушателей Военно-воздушной академии П.А.Горячева и С.Беляева разрушился в воздухе. Причем планер имел великолепную отделку, в Москве были проведены его летные испытания и он совершил перелет в Коктебель на буксире за самолетом П-5. Разрушение произошло настолько внезапно и в стольких местах конструкции, что не представлялось возможным установить с какого узла началось разрушение. Спасшийся на парашюте пилот Н.А.Крехов не мог дать отчета в порядке поломок, превративших планер еще в воздухе в груду беспорядочно падающих частей. По мнению руководителя техкома Д.А.Ромейко-Гурко, авария произошла из-за разрушения главного шпангоута фюзеляжа, об усилении которого авторам планера ранее уже была дана рекомендация.

Однако в целом картина, которую представлял собой планерный парк XI слета, была весьма отрадной. Ряд первоклассных, прекрасно отделаных рекордных планеров свидетельствовал не только о высокой культуре конструкторов, но и о росте культуры производства.

Общий налет на XI ВПС составил 866 ч. 17 мин. Центральным событием слета стало установления рекорда продолжительности полета для одноместных и двухместных планеров.
2 октября в 8 ч. 20 мин. утра И.М.Сухомлин вылетел на одноместном планере «Сталинец-4», а В.В.Лисицин с пассажиром Доля на двухместном планере «Сталинец-2бис». В течении двух суток внимание было приковано к этому выдающемуся полету. С пилотами была установлена радиосвязь, с двухместного планера Ш-5 производилась передача воды и питания. Поздно вечером 3 октября южный ветер стал стихать и планеристы пошли на посадку. Сухомлин приземлился на месте старта на горе Климентьева в 22 ч. 30 мин., а Лисицин направил свой планер в долину, за счет чего смог продержаться в воздухе еще полчаса. Продержавшись в воздухе 38 ч. 10 мин. И.М.Сухомлин установил рекорд продолжительности полета на одноместном планере. В.В.Лисицин установил рекорд для двухместных планеров — 38 ч. 40 мин. Эти результаты превышали международные рекорды для одноместных и двухместных планеров.

На XI ВПС был установлен еще ряд рекордных достижений, а в день закрытия слета пилот-паритель В.М.Ильченко (ВЛПШ) с пассажиром Мягковым пролетел 160 км на двухместном планере КИМ-2. Используя кучевые облака, Ильченко пересек почти весь Крымский полуостров и совершил посадку в районе Евпатории у деревни Апань. Этим полетом В.М.Ильченко перекрыл мировой рекорд дальности полета на двухместном планере с пассажиром.

На XI ВПС были показаны большие достижения в буксировочном полете. 90% планеров прибыло на слет в составе 32 аэропоездов.
Выдающийся беспосадочный перелет был выполнен 17 сентября 1935 г. аэропоездом завода им. «Авиахима». На самолете П-5 летчик И.С.Баранов, сцепщик М.Е.Захаров и командир аэропоезда инженер М.Кокошко прилетели из Москвы в Коктебель, приведя на буксире планер-цистерну ЦЛ-2А, разработанную на основе планера Г-14. В течении полета самолет подпитывался горючим через шланг от планера, который пилотировал мастер советского планеризма К.М.Венслав. Аэропоезд покрыл без посадки расстояние 1524 км за 10 ч. 30 мин. пройдя по маршруту Москва — Харьков — Ростов-на-Дону — Анапа — Коктебель.
Еще один выдающийся перелет из Ленинграда в Коктебель совершил аэропоезд Ленинградского аэроклуба с женским экипажен на трех планерах Г-9. Самолет П-5 пилотировала командир аэропоезда Вероника Стручко, сцепщиком летела Александра Журавлева, а три планера Г-9 вели пилоты-планеристы Людмила Чистякова, Елена Коротеева и Ольга Ямщикова. Маршрут Ленинград — Москва — Орел — Полтава — Коктебель расстоянием 1950 км был пройден за 13 ч. 10 мин.

Во время XI ВПС впервые были проведены соревнования инструкторов-планеристов и пилотов-парителей класса «Б». Инструкторы сдавали зачет по теории планеризма и выполняли полет с разворотами на 90° и 180° и посадкой на точность приземления. Первое место занял инструктор планерной станции Дзержинского райсовета Осоавиахима Москвы Н.Галахов.
Пилоты-парители класса «Б» также сдавали зачеты по теории планеризма. Затем каждый участник совершил один тренировочный и один зачетный буксировочный полет на планере Г-9 с выполнением комплекса фигур сложного пилотажа и посадкой на точность приземления. Из соревнующихся (21 пилот) на первое место вышел пилот-паритель Московской областной планерной школы П.В.Родионов.

Жюри XI ВПС под председательством С.И.Стоклицкого подведя итоги слета и суммируя очки по вновь введенной системе, присудило первое командное место сборной команде планеристов РККА, второе — команде Московского областного совета Осоавиахима и третье — команде ВЛПШ.
За конструкцию планеров призовые места распределились следующим образом:
1.По рекордным планерам: «Авиа-ВНИТО ЦАГИ» ВИ-1, РФ-6, Г№6.
2.По двухместным планерам: КИМ-2, «Киров».
3.По учебным планерам: БС-4, «Сталинец-4».
4.По экспериментальным планерам: «Тандем» БА-1.
5.За лучшую отделку: ДК-3.

Так закончились XI Всесоюзные планерные состязания — последние состязания, проведенные в Крыму, в Коктебеле, на горе Клементьева. На этом закончился период динамического парения в советском планеризме. Прекратилась фиксация рекордов продолжительности парения. Начинался период равнинного планеризма, где на первый план выходили полеты на дальность. Планеризм уходил из Крыма. Однако эти одиннадцать слетов, проведенных в Крыму, позволили подготовить плеяду классных планеристов-парителей, которые в первые же годы равнинного планеризма сумели достичь выдающихся успехов.

.

.

Источник:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.