Десантно-грузовой планер Ил-32.

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1948 г.

Десантно-грузовые планеры в нашей стране создавались еще до Великой Отечественной войны. В 1942 году был создан 20-местный десантный планер КЦ-20 конструкции Д.Н.Колесникова и П.В.Цыбина. В 1944-1945 годах П.В.Цыбиным был создан десантный планер Ц-25 грузоподъемностью 2500 кг, несколько позже А.С.Яковлевым — десантный планер Як-14.

Десантно-грузовой планер Ил-32 был спроектирован ОКБ С.В.Ильюшина и построен в 1948 году по заданию ВВС. Планер Ил-32 по грузоподъемности и размерам грузовой кабины был значительно больше планеров, созданных до этого в нашей стране, и предназначался для транспортировки различной техники и крупногабаритных грузов общей массой до 7000 кг или десанта численностью до 60 человек. Планер полетной массой 16600 кг был рассчитан на буксировку самолетами типа Ил-18 (постройки 1946 г.) или Ту-4.

По схеме планер Ил-32 представлял собой моноплан цельнометаллической конструкции с высокорасположенным крылом. Фюзеляж планера прямоугольного сечения 3,2 х 4,15 м с негерметичной грузовой кабиной высотой 2,6 м, шириной 2,8 м и длиной 11,25 м (без учета пустотелых носовой и хвостовой частей фюзеляжа) с грузовым металлическом полом. В начале и в конце грузовой кабины по правому борту расположены входные двери. Носовая и хвостовая части фюзеляжа были выполнены откидывающимися в сторону. Кабина экипажа была рассчитана на размещение в ней двух пилотов. Крыло планера двухлонжеронное, площадью 159,5 м2, удлинением 8, стреловидностью 3°, относительной толщиной 18% по борту и 10% на концах крыла, было снабжено простыми поворотными закрылками, элеронами, а также интерцепторами, расположенными перед закрылками.

Благодаря высокому аэродинамическому качеству крыла и эффективной механизации были получены хорошие летные и ВПХ. Оперение было выполнено с неподвижным стабилизатором, укрепленным на киле и поддерживаемым снизу двумя подкосами, рули высоты и направления — металлической конструкции с полотняной обшивкой. Планер снабжен трехопорным шасси, не убирающимся в полете. Основные опоры шасси телескопической конструкции обеспечивали «приседание» планера до земли, что в сочетании с откидывающимися в сторону носовой и хвостовой частями фюзеляжа значительно упрощало и ускоряло погрузку и разгрузку колесной и гусеничной техники, а также различных грузов. При этом высота пола грузовой кабины над землей была около 650 мм. К полу грузовой кабины спереди и сзади приставлялись бортовые трапы, по которым самоходная техника могла въезжать или съезжать своим ходом. Планер был снабжен необходимым аэронавигационным, радиосвязным и электрооборудованием.

В 1948 году для определения летных характеристик планер Ил-32 проходил испытания с самолетом-буксировщиком Ил-12Д. Полетная масса планера была 8400 кг. В том же году планер буксировался самолетом Ил-18 (постройки 1946 г.). При этом планер с грузом 7000 кг имел полетную массу 16000 кг.

На базе десантно-грузового планера Ил-32 в ОКБ прорабатывался вариант мотопланера Ил-34 с двумя поршневыми двигателями, расположенными под крылом, которые предназначались для улучшения взлетно-посадочных и летных характеристик планера.

ЛТХ:

Модификация: Ил-32
Размах крыла, м: 35,80
Длина, м: 24,84
Высота, м
Площадь крыла, м: 159,50
Масса, кг
-пустого снаряженного: 9600
-максимальная взлетная: 16600
Максимальная скорость, км/ч
Практический потолок, м: 4000
Полезная нагрузка: 7000 кг груза.

1.Десантно-грузовой планер Ил-32

Десантно-грузовой планер Ил-32.

il-32-shema

Ил-32. Схема 1.

il-32-shema-2

Ил-32. Схема 2.

.

.

Список источников:
Роман Астахов. Русская Сила. Десантно-грузовой планер Ил-32.
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В.Новожилова).
К.А.Кузнецов. Десантные планеры Сталина 1930-1955 гг. «С неба — в бой!»